Община, несущая свет

Понедельник, 22 мая 2017 08:35

«Община, несущая свет» — встреча для монашествующих, 24.04.17 Барановичи

 

 

Сестра Павла: Сначала помолимся.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Приобщи меня, Господи, к воле Твоей,
К любви Твоей, к миру Твоему!
Даруй мне заронить любовь в сердца злобствующих,
Принести благость прощения ненавидящим,
Примирить враждующих.

Даруй, мне осветить истиной души заблуждающихся,
Укрепить верою сомневающихся,
Озарить светом Твоего разума пребывающих во тьме.
Даруй мне возродить надеждой отчаявшихся,
Одарить радостью скорбящих...

Господи Боже мой, удостой
Не чтобы меня утешали,
Но чтобы я утешал;
Не чтобы меня понимали,
Но чтобы я понимал.

Не чтобы меня любили,
Но чтобы я других любил.
Об этих милостях молю Тебя, Боже,
Ибо отдавая, мы получаем;
Забывая о себе – находим себя;
Прощая другим – сами обретаем прощение;
Умирая – воскресаем к жизни вечной!

(Молитва Св. Франциска Ассизского)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сестра Павла: Тема вашей встречи, как я поняла, – это тема общины. Я, когда читала девиз ваш, я его раза три читала пока поняла и то не уверена.

Темой этой беседы я выбрала вот что – община несущая, излучающая свет. Там было про энергию, про электростанцию, про духовный свет. О, я надеюсь, более-менее впишусь (смеется).

Община, излучающая свет – именно такая тема. Конфликтов мы коснемся только косвенно, хотя, знаете, хочу вам сказать, в принципе может даже и только косвенно, может даже и непосредственно. Как пойдет, посмотрим.

Вы общину здесь уже завязали или еще нет? Я вам подскажу маленький критерий для того, чтобы завязать общину. Потому чтобы завязалась община нужен каждый член общины, не просто нам классно вместе, это не община, это просто группа, которой классно вместе. Чтобы была община – я вам просто критерии подсказываю – со стороны каждого из вас должно быть искреннее желание слышать другого. «Давайте делать паузы в словах, мы слишком любим собственные речи». Есть два момента – или я болтаю чтобы для себя обратите внимание, чтобы меня все заметили, я такая умная и красивая, или я молчу чтобы тоже меня все заметили, что я такая тихая, спокойная, уравновешенная. Могут быть два таких момента, или третий: я слушаю чтобы услышать других и понять других. И если говорить о том: с моей стороны, не все остальные, как у нас обычно тенденции бывают, не все остальные, только я, с моей стороны, завязалась община или нет, т.е. я хочу этих людей услышать я хочу понять чтó они имеют в виду или нет? Или на самом деле я просто хочу себя проявить чтобы меня увидели и услышали, тогда с моей стороны ни шаг не сделан чтобы завязать общину. Это маленький критерий, это еще не конференция, это просто информация на полях, которая вдруг вам пригодится, если не здесь, то вдруг у себя в общине. Хорошо.

Матфей, 5-я глава, вся.

13 Вы – соль земли. Если соль перестанет быть соленой, чем возвратишь ей вкус?! Она ни на что не годится, ее выбрасывают вон, под ноги людям!
14 Вы – свет миру. Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз.
15 Когда зажигают светильник, его не накрывают горшком, а ставят на подставку – и он светит всем в доме.
16 Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца.

Вот свет, который мы должны излучать чтобы видели ваши добрые дела, но прославляли вашего Небесного Отца.

И теперь, что сделать чтобы моя община излучала свет? Во-первых, община – это не структура, это очень важно чтобы это понять. Община – это не структура, это группа людей, которая собрана во имя кого-то или чего-то. А если говорить про монашескую общину, то это группа людей, которая собрана во имя Живого Бога Иисуса Христа. Это община людей, которые стремятся быть живыми и собраны во имя Живого Бога. Общий знаменатель здесь – Живой.

Теперь, когда такая община излучает свет? Я вам дам только две подсказки, их много, этих подсказок, я скажу только о двух. Мои дорогие, первый момент. Община, излучает свет, когда каждый ее член находится в ней во имя Живого Бога и Он сам стремиться стать живым. Это первая подсказка, первый ответ на этот вопрос.

И сейчас хорошо было бы чтобы вы себе задали именно по этим двум критериям вопрос. Какой я член общины? Т.е. я в общине во имя Иисуса Христа, или в какое-нибудь другое имя, например, собственного удобства, или собственной выгоды, или во имя того, чтобы не было хорошо, во имя моего эгоизма, во имя моих потребностей, во имя чего я в общине или во имя кого?

Чтобы было легче это определить, просто задайте себе вопрос сегодня на группах, на адорации, во время службы – сегодня, завтра и впредь – задавайте себе время от времени вопрос: ради чего и ради кого я здесь? И как это все различать, как это все понять?

А понять довольно просто. Ежедневная жизнь нам показывает ответ на этот вопрос. Как показывает?

Если я во имя Живого Бога, то, во-первых, я вижу и слышу других.

Во-вторых, я не ограничиваюсь тем, чтобы мне было хорошо, еще думаю о том, что кроме меня есть другие здесь люди, рядом со мной живущие, и они тоже в чем-то нуждаются и его-то хотят. Т.е. я вижу не только себя.
Следующий момент – прощаю, потому что принимаю людей такими, какие они есть, т.е. с обычной человеческой кондицией, они могут быть святыми, могут быть далеко не святыми, могут быть добрыми, любящими, а могут быть, мягко выражаясь, не очень любящими. Если я во имя Бога Живого, то не нет такого рода позиции, которая говорит: меня здесь не уважают и не считаются с моим мнением, и я заберу свои игрушки и пойду отсюда. «Не считаются с моим мнением» – это в женских общинах довольно часто работает, но в мужских чаще. А вот «не любят меня такую, какая я есть…» вы самих поняли в каких общинах это есть, молодцы, видите, где это чаще работает. «Надо чтобы меня любили, чтобы мне внимали, чтобы меня ценили – вот тогда я у них (каких-то «их») останусь. А если меня не любят, не ценят, не внимают, мое мнение отвергают, то я у них (у этих «их») я не останусь».

Уже есть тема для размышления, правда? Это понятно, мы все из одного гнезда. Это первый такой момент – действительно ли я во имя Живого Бога.

И теперь, смотрите, как получается: приходили-то мы вроде как потому что Бог позвал, наверное, да? (смеется) А потом живем в общие год, первый год еще Бог позвал, ну второй год в принципе тоже, а вот потом пошел третий, четвертый, очередной год, и что тогда получается? Мы как начинаем жить? Как будто не Бог позвал, а как будто нас должна была звать хорошая, на высоком уровне принимающая и любящая нас община. Потому что, смотрите, когда возникают сомнения у нас всякие разные? Когда нас недолюбливают, Боже ж Ты мой, когда у нас дефицит любви, когда с нами поговорили не так как мы ждали. Мы начинаем сомневаться в призвании, и сомнения наши велики, и страдания глубоко, и мы ходим такие великомученицы и великомученики. Получается во имя кого? Получается – во имя собственного эгоизма, если честно отвечать на вопрос, если честно, то мне эти отцы не нравиться, то братья, то сестры, меня не устраивают. Это раз.

Следующий момент. Действительно ли я человек, стремящийся к тому, чтобы быть живым и настоящим? Это вторая часть одного и того же ответа. Община, монашеская община в католическом костеле – группа людей, собранная во имя Живого Бога Иисуса Христа и группа людей, стремящихся к тому, чтобы быть живыми. Сейчас второй момент вторая часть ответа.

Как по-другому поставить этот вопрос? Выхожу ли я из совей пещерки любимой? Выхожу ли я из своего эгоизма или все время мне надо чтобы другие меня любили. Выхожу ли я из своего детства? Внимание! Очень часто слышится: «Вы знаете, 30 лет назад мне недодали любви». Вполне возможно. 33 года назад меня ранили, обидели, у меня был отец алкоголик, или мать алкоголичка. Ну хорошо, это было ты повзрослел / повзрослела, оказался / оказалась в общине, и теперь – становишься ли ты живым человеком, настоящим? Или ты все время несешь у себя вот эту скорлупку на собственном горбу, которая называется «тяжелое детство». Было время, когда я взялась за это разбирательство с собой – постулат, новициат, было время, может веще юниорат. Сколько времени разбираемся… Но действительно ли был момент борьбы с собой? Действительно ли был момент борьбы в процессе общения с Иисусом о том, чтобы Он меня исцелял? Действительно ли был момент борьбы в той точке, которая называется «очень серьезная разборка с собой»? Или все время я бедная, и уже разбираюсь 5 лет, и уже 15, и 25, и все время разбираюсь. Как выглядит процесс становления меня как живого настоящего человека?

Живой, настоящий – это не значит не чувствует боли, или который никогда не обижается. Живой, настоящий – это тот, который понимает чтó с ним происходит, и понимает, что он здесь не ради того, чтобы утолили его жажду любви, а ради Бога. И вопрос здесь именно в этом: я, во-первых, на самом деле разбираюсь с собой или нет, или думаю «авось как-нибудь пронесет». А если в общине что-то не так, это они виноваты, какие-то «они» опять, я-то хорошая, это меня не понимают. Такая позиция алкоголика «я-то не пью, ну иногда чуть-чуть, непонятно, чего они хотят от меня, чего-то все время требуют, какие-то правила». Этот момент – разбираюсь ли я с собой на самом деле, понимаю ли я какие у меня мотивы моих слов и моих поступков, что мною руководит, понимаю ли я это? Или я просто живу как попало, как понесет, как пойдет? Т.е. живу ли я осознанной жизнью? Разбираюсь ли я со своим прошлым грузом, понимаю ли я чтó меня на что толкает на сегодняшний день и что я потом с этим делаю?» Потому что так, как говорится иногда? «Ну я поняла какие у меня скелеты в шкафу и что с того?» Правильно. Если ты обращался или обращалась за помощью только к психологии, то так и получается – поняла прошлое, поняла скелет в шкафу, поняла двойное, тройное дно и так далее свое, т.е. свою пещерку, свою могилку, называйте как хотите кладовочку жизненную любимейшую, поняла, я все поняла, я разобралась. Хорошо, и дальше – что? Потому что если я обращалась за помощью к психологии только, то здесь всё. А если, опять же, звал и зовет меня Живой Бог, то я вот эту пещерку, могилку, кладовочку, или как вы ее его хотите назвать в основном во время службы и во время адорации открываю Иисусу. Открываю-открываю, аж Ему надоест, и Он скажет «ну эта вдова меня достала, ходит и ходит, может быть пришло время исцелить» (смеется). Понимаете, абсолютно, если мы на самом деле общаемся с Богом Живым, абсолютно не бывает так, что Он нас десятками лет держит в наших страхах и комплексах. Если мы с ними не расстаемся, значит мы их просто очень любим, и мы не хотим на самом деле с ними расставаться, сколько бы мы раз не говорили, что хотим.

И тут может быть стóит себе задать вопрос: какая вообще моя молитва, она тоже живая или не очень? Потому что так, намного легче протрындеть розарий, 15 минут одна часть, чем посидеть полчаса на адорации в тишине, когда тебя достают все твои комплексы, или когда тебя на этой адорации достает, к сожалению, не Господь Бог, а эта настоятельница, которая вообще невыносимая, я ее не выношу, или настоятель. Иногда так бывает, что все наши мысль, нас, монашествующих, вместо быть заняты Богом, они чем заняты? Это только временами бывает, что мы влюбились и этим объектом любви заняты наши мысли, а так в основном они заняты кем-то, кого мы не любим (смех в зале). Ну вот видите, вы молодцы, все понятно. Хорошо, спасибо за обратную связь. Ну да, пошел на адорацию и сидел там, думал про этого настоятеля, какой он ужасный и когда он на самом деле будет уже наконец-то настоятелем, оооох, вот это будет жизнь, власть…! Т.е. здесь важно, мои дорогие, чтобы посмотреть очень внимательно на каком уровне функционирования личности я нахожусь, и есть ли вообще такой момент, когда я переступаю какие-то свои ограничения? Человек функционирует на трех уровнях – телесный, это у нас два вопроса есть: мужской выглядит – «сильный ли я, смогу ли я», у женщин как выглядит телесный вопрос? Да, «красивая ли я?», первый момент. Потом есть еще вопрос здоровья, некоторые женщины страшно переживают, когда начинают седеть, мужчины, когда начинают лысеть (смех в зале). Почему об этом говорят женщины (смеется), какой ответ? Очень простой – ну как мужчины будут об этом говорить, они не могут (смеется, смех в зале). Хорошо, отлично.

Телесный уровень: надо было чтобы мне было удобно, надо хорошо покушать, надо хорошо выспаться. Кстати, знаете, что вам скажу. Когда мы кушаем, чтобы жить, поддержать свою жизнь, то все нормально, а когда у нас такой момент, что мы вокруг стола организуем нашу жизнь – это уже маленькая подсказка на полях, это нашей главной темы не касается. Не знаю, знаете ли вы, о чем это говорит? Стол-стол, еда-еда – неосознанное сексуальное влечение, неудовлетворенность на сексуальном уровне, можете иметь в виду. Очень важно нормально поесть, и чтобы это было здоровая пища и т.д., это абсолютно в порядке. Просто, когда у нас красная лампочка загорается «вот это можно, это нельзя, это буду, это не буду», потом надо больше, повкуснее, подороже… Я бы это назвала в некоторых наших общинах легоньким извращением. Телесный уровень.

Дальше мы функционируем на психическом уровне. Что там за функционирование? Надо реализовать себя, все свои потребности, то, чего хочется мне, и надо чтобы не было больно, чтобы не было обидно, чтобы не было слишком страшно. Т.е. понимаете, на этом уровень человек не принимает вызов и не идет на риск. «Я сделаю только столько, сколько мне нравится, больше уже нет. Я сделаю только 90 процентов плана, потому что, если сделаю 100 я буду слишком уставшей». Это психический наш уровень.

Человек не способен принять вызов, который связан с серьезной ответственностью. «А вдруг я провалюсь на глазах у всех», а может такое быть, кстати. И теперь такой вопрос: «Если я здесь во имя Бога, то я рассчитываю не только на свои силы, но еще и на Его силы, и вызов принимаю, и если у меня облом, значит я понимаю, что это все вписано в Божий план спасения меня, и Он из этого выведет добро, если я во имя Живого Бога. А если я во имя своего психического удобства – никакого вызова не приму, потому что, если будет поражение, я этого не потерплю. Или выйду говорить конференцию, половине не понравится, а вдруг 90 процентов скажет «ерунда», что получается? Опозорилась по полной программе, а как потом с этим позором жить? Моя гордыня что мне говорит? «Не прощай себя никогда». Я вижу, как вы смотрите, вы всё понимаете. Так оно работает.

Теперь опять же, если я остаюсь только на психическом уровне, то действительно вопрос не только в том, что я застряла в своей пещерке. Вопрос еще в том, что я приговариваю себя к отсутствию развития, а это значит, что я приговариваю себя к тому, что со временем я перестану быть собой, я останусь замкнутым человеком, у которого сердце будет сухое как скорлупка орешка, и я никакого света и ничего подобного никому я не излучу. В конечном итоге приговариваю себя к депрессии, и очень много в нашей среде, мои дорогие, есть депрессии, очень много. «Всё не имеет смыла, вот пришла в монастырь, всё было вначале куда ни шло, вот пожила 10 лет и смотрите, до чего меня довели. Вот я заработала депрессию». Конечно может быть так, что и нас правда доводят, но доведут ли нас – это зависит только от нас, и это не теория. И потом, знаете, есть еще такой момент: если нет трудностей, то нет и развития, потому что по-настоящему только трудности нас толкают на развитие. Когда нам хорошо, то радуемся, аж потом нас начинает тошнить, подташнивать от этого веселья. Это психический уровень.

И следующий – духовный уровень. Это как раз тот уровень, когда я больше доверю Богу, чем себе, больше доверяю Богу, чем самой святой настоятельнице или настоятелю, и я на самом деле верую, что я в Его руках, Он знает всё, Он знает куда меня ведет и что со мной будет, т.е. я в надежных руках. Это духовный уровень.

И теперь вопрос в том, насколько я перешагиваю и насколько я переступаю с одного уровня на другой. Это первая часть ответа на вопрос: какая община излучает свет? Такая, в которой каждый член стремится к тому, чтобы быть во имя Живого Бога и быть живым человеком.

Теперь перейдем ко второй подсказочке.

А, еще. Я забыла одну важную вещь сказать, как мне кажется важную, может по-вашему не очень будет важная. Так. Иногда бывает так, особенно, когда мы пытаемся разобраться с собой только с помощью психологии, то иногда бывает так, что мы заходим в путик какого рода? Психология нам будет говорить не о каких-то вызовах и не каком-то великом доверии Богу, она будет говорить, что большое доверие Богу это может быть опасно для человека, потому что нужно реализовать свои способности, и все настоятели должны тебе дать такие условия, чтобы ты мог реализовать свои способности, свои данности, и так далее. Естественно это задача настоятелей чтобы, если это возможно, создавали такие условия, когда можно реализовать способности, не всегда это возможно. Но если брать с нашей стороны, со стороны каждого члена общины, то вопрос в том, чтобы не застревать только на этом уровне самореализации, потому что только когда мы переходим на духовный уровень, только тогда мы становимся вполне настоящими людьми и вполне живыми людьми, только так.

И поэтому если мы хотим быть людьми полноценными, мы не можем оставаться на уровне решения вопроса только психологии. Но если кто-то подумает, что я против психологов или психологии, если кто-то из вас здесь психолог, то хочу вам сказать, что я в принципе себе могу разрешить такой разговор, потому что я психолог и с довольно большим опытом работы с терапией и с консультациями. Так что я просто хочу вам сказать, что когда говорю о ограниченности психологии, то я очень хорошо знаю, о чем говорю. С 96-го года так работаю, с монашествующими довольно много с разных конгрегаций. Я просто хочу вам сказать, чтобы вы понимали – понятно, что психология ограничена.

И сейчас перейдем ко второму ответу. Какая община излучает свет? Там, где есть взрослые женщины и взрослые мужчины, там, где есть матери и отцы – вот такая община излучает свет. И в такой община даже конфликт – это приятное дело, хочу вам сказать (оживление, смех в зале). Сели, не достают друг своими ожиданиями или потребностями, только сосредоточились на вопросе, обсудили вопрос, и стало очень ясно всё, или еще темнее (смеется). Но во всяком случае, понимаете, нет момента, например, смотрите, если есть взрослые мужчины, взрослые женщины в общине, нет зависти и ревности – нет момента дурацкой конкуренции. Только – внимание! – думайте каждый про себя, а не про своих собратьев и со-сестер, этого просто нет, потому что взрослому мужчине и взрослой женщине не нужна конкуренция.

Следующий момент. Нет ожиданий чтобы меня любили, есть именно то, о чем была молитва в самом начале – молитва святого Франциска Ассизского: не чтобы меня любили, а чтобы я любил, не чтобы не меня понимали, а чтобы я понимал. Вот именно этот момент есть, это взрослый мужчина и взрослая женщина. А очень часто бывает так, что мы просто находимся на подростковом уровне. В университете Gregoriana в Риме есть такая школа по психологии, которая называется школа Рулли. Это школа говорит вот о чем, что в наши общины приходят два вида людей, это – или бунтари, или конформисты. Иногда бывает так, что приходят люди, которые называются готовенькими, они называются «странники», личность «странник». Если хотите что-то почитать, если найдете на итальянском, то предлагаю больше всего Амадео Чинчини, по-польски тоже есть, или можно, если хотите, по-польски, иезуит Дерек Кожух, там можно об этом почитать. Так вот, взрослые мужчины, взрослые женщины, матери и отцы.

И теперь немножко чтобы понять кто это такие.

Итак, приходят бунтари и конформисты. Бунтарь чем характеризуется? Во-первых, критикует всё и вся – всё плохо, и было плохо, и будет плохо, и все плохие, и вообще всё очень плохо.
Следующая черта, которой характеризуется бунтарь – это агрессия, проблему видит во всем и во всех, это агрессия. И проблема везде, только не во мне. Много очень делает бунтарь, потому что у бунтаря куча сил и энергии (смех в зале). Этот смех говорит о том, что вы подумали не о себе лично (смеется). Куча сил и энергии, поэтому он может много чего делать, но на самом деле настоящей любви там нет. Так действует, что уж достанет всех, еще и никто не имеет права отдохнуть, все должны работать потому что он бегает. Это бунтарь.

Второй вид – конформист. Внешне это собранная личность, дисциплинированная, особо свои чувства не выражает, конечно прежде всего отрицательных чувств не выражает, или почти не выражает. Чаще всего без инициативы, но, если скажут, сделает. Вот сказали – сделаю, ну потому что, если не сделаю, будут меня дергать. А я конформист, т.е. мне надо чтобы мне было удобно. Раз сказали – сделаю, но ни в коем случае не высунусь, не предложу ничего, а то инициатива наказуема. Скажут: «А, придумала – делай», поэтому не-не-не, слишком много сил на это потрачу.

Конформист не критикует, он не бунтует, ему в принципе особо сильно не нужно получать признание или любовь, ему надо, чтобы его оставили в покое и не трогали. И бунтарь, и конформист использует на самом деле общину для того, чтобы спрятаться. Можно себе задать такой вопрос: я прячусь или не прячусь где-то от моих комплексов, от нерешенных вопросов? Очень часто бывает так, что у нас есть на самом деле ожидание, что раз родители нас недолюбливали, то община теперь должна, а настоятельница так уж точно. И может я вас слегка разочарую, но хочу вам сказать, что ни община, ни настоятельница не должны любить. Не должны любить горячей теплой любовью, они должны уважать. «Агааааа! Все же уважать должны, а меня не уважают...» Хорошо, давай так – не уважают потому что ты так ощущаешь, или действительно не уважают? Если действительно объективно не уважают и унижают тебя, то прими эту мясорубку, это будет очень полезно для твоей духовной жизни. Как говорит Иисус? Очень плохо, когда все о вас будут говорит хорошо, т.е. это нужно. А если мне кажется, что меня не уважают, то задайте себе вопрос: почему мне все время кажется, что меня не уважают, или почему мне все время кажется, что мне чего-то не додали, что я обделен / обделена? Почему все время так мне кажется? Или, например, другой вопрос: почему же я все время обижаюсь, в какой-то обиде? Или, например, почему мне нужно потратить пять лет на то, чтобы кого-то за что-то простить? Иногда бывает, так что месяцы нужны для прощения, иногда бывает так, что годы нужны для полного прощения, но вопрос в том: я иду в сторону прощения или я поддерживаю огонь непрощения в себе? Именно этот вопрос.

Смотрите как там что отзывается внутри.

И теперь, был вопрос про конфликты, был вопрос про то, что села батарейка у любви. Может быть вообще никакой любви не было изначально, может батарейка не села, может ее не было. И тогда надо бы посмотреть было-не было, а если не было, то почему, и в чем дело. Конечно, вы можете сказать «ну это ж можно как-то давать любовь, если ты где-то это испытал», тогда попробуйте испытать это у Иисуса Христа. Потому что хочу вам сказать такую вещь: нам иногда кажется, что вот «ох, был бы муж, была бы жена, а тут я один / одна», как будто наличие мужа или жены решает все проблемы. Вы общаетесь с людьми, и общаетесь с многими супружескими парами, и очень хорошо знаете, что наличие мужа или жены, даже любящих, понимающих и уважающих, не решает вопросов, потому что взрослыми и взрослыми женщинами нас не делает противоположный пол, это обман. А вот Иисус – может.

Однажды в Минске на семинаре для супружеских пар один мужчина задал вопрос: возможно ли в супружеской жизни не быть одинокому? И ответила я так, что это невозможно, потому что доза одиночества в самой любящей паре будет всегда. и даже должна быть. И в нашей жизни тоже самое, почему? Потому что есть в нас места, к которым прикасаться может только Бог, и просто в силу своей человечности человек не в состоянии прикоснуться. И поэтому у нас в общинах есть конфликты, и поэтому в супружеских парах есть конфликты, потому что мы ждем понимания в нас тех мест, которых человек не может понять. Изредка, раз в 50 лет, встречается один человек на тысячу, который может Духом Святым понять вот это непонятное в тебе место. А Бог это может на раз-два, если конечно мы с Ним на молитве встречаемся, потому что, знаете, может быть как анекдоте. Католический священник и раввин разговаривают, и священник говорит, что я когда на ночь почитаю Библию мне так хорошо спится, а раввин что сказал? А вот я, когда на ночь почитаю Библию, вообще спасть не могу. Есть тяжесть молитвы и молитвы. Подождите секундочку с вопросами, я скоро договорю и тогда, хорошо.

И теперь, если я развиваюсь, то я стремлюсь к позиции странника. И теперь черты странника, или по-другому можно сказать, взрослого мужчины и женщины, которые стремятся становится отцами и матерями.

Итак, это интегрированная личность, собранная, знает свои проблемы, внутренние конфликты и естественные потребности умеет подчинить идеалам, ценностям, тому, что важное само по себе и ради чего стоит отдать жизнь. Уже не говоря про свои обиды, комплексы и так далее. Есть что-то, движет мною что-то, чему стоит отдать жизнь. И естественные потребности я могу, я в состоянии, и я хочу этому подчинить. Это странник, это взрослый мужчина, взрослая женщина. Знает, чего хочет, преодолевает трудности, и, если нужно, не ищет легких путей. Это не значит, что сломя голову бежит на трудности, на острие копья, нет. Но если нужно, выбирает сложный путь, иногда бывает, что надо.

Это люди, которые способны принять вызов действительности и берут ответственность на себя – за свои слова, за свои поступки, за свои переживания на себя берут ответственность. Не осуждают других и принимают других такими, какие они есть, даже если их в ответ также не принимают. Это странник.

Странник никогда не жертвует ценностями ради реализации своих потребностей, т.е. то, что важно, очень важно в жизни, ради чего стоит ее отдать, он никогда не положит в жертву, чтобы реализовать свои собственные потребности.

У странника присутствует базовая любовь к другим. Базовая – это значит: вот ты есть какой есть, я тебе этикетку не приклеиваю, я хочу тебя узнавать, посмотрим, как там пойдет. Базовая любовь, т.е. базовое принятие: ты есть и хорошо, это здорово. Без комментариев. Базовая любовь, базовое доверие и базовое принятие.

Нет желания менять других. «Так, ну я бы может быть и стремилась к тому, чтобы стать этим странником, в принципе звучит привлекательно, но это только в том случае, если вся община будет стремиться». Ну всё, приехали. Это не по-взрослому, это такой подростковый уровень, когда «мне надо чтобы вся община», «мне надо чтобы другие», иногда мы так говорим. «А почему я должна, почему другие не могут, я что ли тут одна?» Ай-яй-яй, одна спасительница мира. «Почему другие не могут?» – о чем это говорит? Это подростковый уровень, это стадный инстинкт, это стремление к тому, чтобы «мы все вместе», это подростковый уровень до 16-го года жизни в психическом развитии. Да-да, посмотрите сколько вам лет (смеется).

И если слегка глянуть под углом конфликтов, то конечно представьте себе, что собрались подростки в общине, а им поручено строить костел и заниматься апостольством взрослых людей. Уууупсс, о, начинается… Упаси Бог! Подошел бы такой общине хоть один странник, хоть один (смеется). Или хотя бы хоть один, который стремится сознательно стать странником.

Такая личность странника более-менее стабильна, уважает других, ценности старается воплощать в жизнь, потому что для него они очень важны. И неважно, насколько другие это реализуют, вот это неважно. Умеет защитить идеалы, которые принял, т.е. если было 100 овец и 99 пошли туда, а я думаю «одна я такая черная овца, белая ворона т.е.». И тут открывается вопрос: подросток я или взрослый? Хочется со всеми очень, но ты понимаешь, что хочется чего-то настоящего в жизни. Если буду там, то меня не будут любить, если меня будут любить я буду тут, то разорваться что ли. Этот наш внутренний конфликт, он вечно с нами.

Мои дорогие, вторая подсказка по вопросу общины – излучает она свет или нет – это именно вопрос – сколько там бунтарей, конформистов. а сколько странников. Или другим языком, сколько взрослых мужчин и женщин, которые стремятся быть отцами, т.е. давать жизнь, и не столько смотреть на себя, сколько на других. Это вторая подсказочка.

Я так понимаю, что про конфликты я только очень и очень косвенно, но я думаю, что кое-какую пользу из этого извлечете. Надеюсь, дополнит меня завтра отец Яцек, который будет здесь у вас в гостях, так что посмотрим, как оно там пойдет.

Еще если будет на следующий год делать встречу, это я организаторам, может быть предложить бы тему человеческой формации, т.е. эти все незрелые позиции, и тогда сразу можно было бы взять как эти незрелые позиции вызывают конфликты, потому что мы только совсем чуть-чуть лизнули вопрос.

Теперь конец моего времени в принципе. Был один вопрос где-то по пути, я слышала.

Из зала: Был, но уже исчерпан.

Сестра Павла: Потому что время исчерпано, или…?

Из зала: Не, Вы ответили на вопрос, я услышал. А есть второй. Постараюсь выразить, чтобы Вы тоже правильно поняли. Всегда есть конфликт в общине, а из-за чего? Мы стараемся получить любовь, всегда ее ищем. Откуда потребность в любви в нас, и почему мы стремимся ее заполнить? Понятно, что где-то ее недодали, где-то не получили, но получается, что Боже в нас вложил эту необходимость, вложил стремление к чему-то высшему, и придя в общину, в первую очередь мы ищем ее в Боге. Тот, кто больше осознан, взрослый, открывает это Богу, но большинство ищут это в общине.

Сестра Павла: Да, или в общине, или просто в каком-то другом человеке. Значит так, уважаемые молодые монашествующие, вы имеете полное право ожидать от своих взрослых монашествующих и любви, и примера, и т.д. Я, говоря о том, о чем говорила, имела в виду только то, что если вдруг вы этой любви и примера не получаете, не делайте из них авторитетов абсолютных. Т.е. «ага, не получил, значит все это смылся не имеет, и я ухожу». Ну а если не ухожу, то соблазняюсь, но соблазняюсь в каком плане? Буду такая же – я это имела виду. Вы имеете полное право от настоятелей, от взрослых монахов / монахинь ждать, но вопрос в том, чтобы не было такого, что я жду, и если у человека не дождалась, то – всё. Это первое.

Второе. Создал нас Бог, Который является Любовью по Своему образу и подобию. И Он вложил в нас желание любить и быть любимыми, и это от Него, однозначно. Вопрос теперь в том, что мы с этими двумя желаниями будем делать и как мы будем искать их удовлетворения. Я почему говорила о том, что эти наши уровни телесный и психический нужно перешагивать переступать, почему? Потому что, мои дорогие, только тогда, когда мы берем выше, мы начинаем любовь давать, и тогда мы ее получаем, и мы тогда удовлетворены. У них нет никаких компенсаций в виде стола или в других видах. Я именно об этом. Т.е. ты, кажется, жертвуешь собой, а получаешь намного больше, этот момент:

Не чтобы меня понимали,
Но чтобы я понимал.

Не чтобы меня любили,
Но чтобы я других любил.
Об этих милостях молю Тебя, Боже,
Ибо отдавая, мы получаем;
Забывая о себе – находим себя;
Прощая другим – сами обретаем прощение;
Умирая – воскресаем к жизни вечной!

В этом смысл. И там мы находим любовь. Это есть, не помню у кого, может у де Мелло, причта такая о крупинке соли, которая искала себя. Искала-искала, нигде не могла найти, и в какой-то момент она случайно попала в море, и крикнула, я растворяюсь, теперь я полностью уже себя потеряю, не найдя еще себя. И растворяясь, она поняла, что только сейчас она нашла себя. Если говорить другими языком, например, что вспоминается мне еще – может быть вы знаете, у «Машины времени» есть такая песня «Костер». О, вот! Что-то от этого. Мы боимся гореть, потому что сгорим и кажется ничего от меня не останется, а где же я, меня же создал Бог, это очень важно. Меня создал Бог. Именно в процессе этого горения, когда мне кажется, что умираю, что только я жертвую собой, никто другой не жертвует, только я жертвую… (смеется) В этом процессе я начинаю приобретать себя. Не знаю, я ответила на вопрос?

Из зала: Да, конечно.

Сестра Павла: Спасибо. Мои дорогие, выглядите вы все прекрасно, я хочу сделать вам сложное предложение. Ну вы поняли по конференции, что легких путей у меня не будет (смеется), это только предложение, это не задание, не приказ упаси Бог. Пойдете работать в группах. Попробуйте, насколько это будет возможно, поговорить о том, кто вы в общине – бунтарь, конформист, странник, всего понемножку? Я стремлюсь к тому, чтобы быть отцом, матерью? Это ж надо любить. «Всё было бы хорошо, – один мне мужчина однажды сказал, – если бы Бог не был любовью. Ну там просто тоже был вопрос в отношениях с женой.

Попробуйте поговорить, насколько это возможно откровенно, таких разговоров нам не хватает, когда мы говорим о нашей теневой стороне, о наших слабостях. Мы ж хотим похвастаться и сказать какие мы герои. Это скажите это на веселом вечере, а на группе попробуйте про теневую сторону: какой я член в общине, что я вношу, вообще я излучаю свет или не излучаю?

И хочу предложить вам на конец молитву.

Молитва

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем внизу.

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов.

Антуан де Сент-Экзюпери

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web