Внутренняя свобода

Понедельник, 13 мая 2019 05:48

Встреча в Минске 2 марта 2019 г.

 

 

Сестра Павла: Мои дорогие, будет долго и неудобно, потому что не сидим в креслах (смеется), может и хорошо, с одной стороны. Но поскольку вы собрались и приехали сюда ради того, чтобы услышать для себя какую-то истину, то я думаю, что все красиво и спокойно пройдет. Хотя действительно могут быть такие моменты, где-то может холодно, где-то может неудобно, ну ничего страшного. Потом будет у нас такой момент, когда будет работа в группах, то тогда немного разогреетесь, придется поговорить.

С чего начнем? Начнем с молитвы, начнем с молитвы Духу Святому. Почему? О, молодцы, уже более-менее слушаем, вы уже здесь, на месте. Это на самом деле прекрасно, когда есть служба перед встречей. На самом деле неважно, в принципе, что я вам сегодня скажу. На самом деле важно то, что вы позволите Духу Святому сделать в вас – это важно, и чтобы наши сердца открылись на Его действия. Т.е. чтобы в наши сердца пришла тишина, спокойствие, и чтобы мы захотели быть здесь и сейчас – вот тогда нужна для этого молитва Духу Святому. Чтобы мы были здесь и сейчас, потому что мы довольно часто жалуется на то, что Бог мне не отвечает, Он меня не слышит, я молюсь годами и ничего непонятно чего Он от меня хочет, и так далее. Вопрос в том, что мы не можем услышать, если нас нет на месте. Была целая неделя у вас работы, дел, вопросов. Вопросов очень много. Рабочие вопросы с коллегами, с начальством, вопросы семейные, вопросы с друзьями, очень много всякой информации, очень много чего творится в наших головах и в наших сердцах сейчас. И может быть есть какие-то вопросы, с которыми вы с надеждой ходите на разные встречи, участвуете в разных реколлекциях и хотите услышать какой-то ответ много лет уже от Бога. Так вот, мои дорогие, попробуйте насколько это возможно, попросите Духа Святого о том, чтобы быть только здесь и только сейчас и воспринимать только ту информацию, которую здесь слышите. Не думать о том, как решить вопросы многолетние или вчерашнего, или сегодняшнего дня. Это для того, чтобы услышать Духа Святого в своем сердца, внутри себя. Это для того, чтобы создалась и тишина, благодаря которой мы вообще можем жить, и благодаря которой мы можем ощущать нашу свободу. Без тишины свободы нет.

Первое, о чем хочу вас попросить – подумайте буквально минуту-две о прошлой неделе, сколько было всего: сколько вопросов, сколько дел, какая усталость, что основное затрагивалось за последнюю неделю так, чтобы было вам понятно чтó вас мучает сейчас. Потому что сейчас может быть вы пытаетесь уже слушать, но есть что-то, что не позволяет сосредоточится. Значит за последнюю неделю был какой-то важный вопрос, или за последних несколько недель, которые не давали вам покоя. И вы, хотите этого или нет, в подсознании они крутятся, и вроде как непосредственно о них не думаю, но поскольку они там крутятся, они не дают мне сосредоточится на том, о чем пойдет речь. Поэтому в своем сердце каждый попросите Духа Святого просто это все забрать, а там как пойдет. Не ждите сразу эффекта, потому что, знаете, попросили и смотрим всегда – ушло не ушло. Ага, еще не ушло, Дух Святой, так Ты слышишь или нет?

Попробуем сделать так, чтобы сегодняшний день не был очередным днем в гонке. Т.е. можете спокойно сесть, сначала осанку немножечко согнуть, потом выпрямить, медленно, не спешите. Если быстренько выпрямляться и сгибаться, то даже не почувствуешь, что ты сгибаешься и выпрямляешься. И возьмите вдох и выдох сознательно. Еще раз. Согните осанку, выпрямите, возьмите вдох и выдох. И поблагодарите Бога за то, что вы есть. И внимание, особенно женщинам, не начинайте думать какие вы есть сразу же.

Может кто-то задаст вопрос: «Когда же начнется наконец-то эта встреча?». Пришли к 10, а тут какие-то упражнения. Так вот, мои дорогие, не гонка, а тишина, мы здесь и сейчас попробуем оставить шум вопросов, шум дел наших всяких, шум мыслей от нашей озадаченности, озабоченности, от наших разных отрицательных чувств. «Вот пришла на встречу сегодня, хотела расслабиться и послушать, но вот смотрю – через середину костела туда в ту сторону или в эту пришла вот эта вот, села и сидит, и как ту расслабишься и как послушаешь». Отрицательные наши мысли, которые нас съедают. Или еще по-другому скажу. «Ну вот я пришла и сижу, интересно, чё все они вокруг обо мне думают. Интересно чего вот эта пришла, посмотрела на меня, чё это она про меня подумала?».

Давайте попробуем быть здесь и сейчас. Неважно кто пришел, кто не пришел, кто что подумал или не подумал. Сосредоточимся на том, что Дух Святой хочет сказать. И внимание! Еще один очень важный момент. Попробуйте быть здесь и сейчас без самых святых своих мыслей. У нас иногда есть такие набожные установки разного рода, которые нам мешают услышать новизну Божьего Слова. Иногда бывает так, что наш мозг закостенел как у фарисеев. Я не хочу этим сказать, что мы тут все собравшиеся фарисеи, хотя где-то тоже немного есть. В чем дело? Фарисеи это были люди, которые надеялись на собственную набожность, на собственные набожные практики, и на то, что своими молитвами они обеспечат себе и спокойствие, и мир, и богатство, и так далее. Т.е. люди, которые на новизну Божьего Слова, с которым пришел к ним Иисус Христос, были закрыты. Может кто-то из вас уже нашел книгу Папы Франциска «Бог молод». Попробуйте, переводов пока нет, попробуйте, кто читает по-польски, уже можно найти в интернете. Можно найти тоже в книжной форме. Кто читает на любом другом языке, тоже – на испанском, итальянском, на английском, есть книга. Открытость на новизну.

И это все, мои дорогие, только вопрос к тому, чтобы быть здесь и сейчас, и без этого свободы никакой не может быть вообще. Если я нахожусь в разных местах одновременно, это уже несвобода. Почему? Потому что мы создания, не создатели. А поскольку мы создания, мы можем находиться только в одном месте. И когда наши мысли рассредоточиваются и бегут непонятно куда, сразу автоматически мы перестаем быть и свободными, и слышать себя, и слышать других. А поскольку так происходит в более-менее 85 процентах наших суток, поэтому потому потом получается так, что не слышим себя, не слышим Бога, не слышим друг друга.

Следующий шаг – это пустота вокруг. И следующий шаг – это депрессия, о которой, кстати говоря, упомянул ксендз Олег во время проповеди сегодня.

Итак, попробуем остаться наедине с собой и с Богом сегодня. Попробуем открыться на одиночество, положительное одиночество, т.е. не что думает моя жена сейчас или муж, или что делает, если они не здесь. Не о том, что это было классно сказано, надо передать подруге моей Ане, а вот это надо Оле передать, в вот это Вите – вот так нет. Одиночество это в таком плане, понимаете, что сейчас я и Бог, и точка. И кстати, никакая не сестра Павла. Я и Бог. И какие-то мысли, которые приходят как главные извне, в этом случае от меня, и всё. И без ожидания каких-либо решений.

И сейчас, мои дорогие, мы помолимся. Возьмите, пожалуйста, сознательно вдох и сделайте выдох. И осеним себя крестным знамением.

 

Молитва Святому Духу

Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь.

Приди, Дух Святой,
Преобрази наше внутреннее напряжение в святое спокойствие.
Преобрази наше беспокойство в умиротворяющую тишину.
Преобрази нашу суетливость в твёрдое упование.
Преобрази наш страх в крепкую веру.
Преобрази нашу горечь в сладость Твоей благодати.
Преобрази мрак наших сердец в тихий свет.
Преобрази наше безразличие в сердечную доброжелательность.
Преобрази нашу ночь в Твой свет.
Преобрази холод наших душ в Твою весну.
Соделай наши пути прямыми, наполни Собой нашу пустоту.
Избавь нас от гордыни, даруй нам смирение.
Зажги в нас любовь, усмири нашу чувственность.
Соделай, чтобы мы увидели себя такими, какими Ты нас видишь.
Дабы мы познали Тебя, как Ты нам заповедал,
и были счастливы по слову Твоему: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь.

 

Сестра Павла: У меня такой вопрос: так мы начали тему про свободу или нет? Как вам ощущается?

Из зала: Начали.

Сестра Павла: Это было практическое занятие о свободе. Практическое занятие – вот этот момент здесь и сейчас, вот этот момент тишины, момент вдоха-выдоха – это практическое занятие. С чего начинается? С того, что я есть и это хорошо. Создал Бог человека и видел, что это весьма хорошо. Я есть и это хорошо, и слава Тебе Господи, и благодарю Тебя. Потом я есть здесь и сейчас, т.е. начинаю слушать. И вот сейчас мы готовы. Кто-то может сидеть и думать «а я еще нет», может быть и так. Внутреннее молчание, внутренняя тишина – это преддверие свободы. Умение слушать Бога и себя – это преддверие свободы.

Умение слышать и видеть как Бог направляет, куда направляет мою жизнь, увидеть это, услышать, и за этим пойти – это и есть свобода. И в принципе встречу можно на этом закончить. Но чтобы действительно получилась конференция, день таких духовных упражнений мы на этом не закончим. Чтобы некоторые вещи до нас дошли, нужно их повторять много раз. И мы все время только и делали, что повторяем одно и тоже разными словами, потому что, мои дорогие, после Нового Завета, после Иисуса Христа никто ничего нового уже не скажет. Своими словами в разном стиле всяким разным образом, но ничего нового. Апостол Павел говорит, что к свободе освободил нас Иисус Христос. И первое что Он для этого сделал – он говорит так, чтобы дать направление нашей жизни.

Первое, что нужно увидеть и услышать – это то, что мы создания. Очень модно быть богом, очень модно быть создателем, очень много есть тенденций типа «ты сам управляешь своей жизнью», «ты сам кузнец своего счастья», «все в твоих руках». Отчасти это правда, отчасти. Мы нашей свободой можем пользоваться только в рамках создания. Т.е. в рамках того что получаем, и первое вот это нужно принять – Божий порядок создания.

Бог, создавая вселенную, ей дал направление, направление движения, вектор определил. Создавая макрокосмос, и создавая микрокосмос, нас, тоже дал нам направление. Нас восхищает вселенная, нас восхищает мир природы, нас восхищает животный мир. А что это такое случилось с людским-то миром? Посмотрите, мы можем смотреть всякие разные фильмы документальные, можем куда-то ходить, ездить, смотреть природу, смотреть животных. У нас дома есть собачки и кошки, и мы смотрим и восхищаемся. Так или нет?

А посмотрите, как говорить с человеком? Еще пока ребеночек маленький, мы в восхищении, а когда он начинает расти – о, уже не так себя повел, уже подвел мои ожидания, я уже запланировала что будет вот так, а пошло в другую сторону. А потом подросток в общении не дай Бог. Я говорю: «Нужно тебе идти становится врачом, а ты что мне тут говоришь – инженер-строитель, упаси Бог!» А не дай Бог сказал, что будет священником, или дочь сказала будет монахиней. О, нет. Куда делось вот это восхищение, что случилось? Конечно, очень много можно найти ответов на этот вопрос. Можно, но ладно, это дети наши. Становимся перед зеркалом.

О, видите, пошла обратная связь. Молодцы, спасибо, хорошо. Еще лучше скажу вам. Не знаю, как насчет «лучше», во всяком случае по-другому. Просыпается с утра, а тут ходит уже по спальне этот твой муж туда-сюда, смотришь на расстоянии, с дистанции и думаешь: куда делся этот парень, в которого я влюбилась? И пузо выросло, и лысина появилась, и ходит ноет, и майка растянута. А он ходит и смотрит, а ты там еще лежишь, ну или наоборот, ты уже ходишь, женщины чаще ходят, а этот еще лежит, давно пора вставать. И что ж что выходной? А он думает: где эти девушки-старшеклассницы, как же было хорошо, куда это все делось? Почему восхищение не идет со временем, почему оно не растет и не развивается вместе с нами? Почему не появляются новые вещи? Какие-то старые исчезают, конечно. Была прекрасная фигура, сделалась… Скажем так, осталась та же фигура, но появились какие-то новые качества. Почему восхищение не переходит на другой уровень? Играем в эти несчастные компьютерные игры, не поймешь сколько времени пройти, на всякие уровни переходим, а тут почему-то не переходится. Новые восхищения не появляются. Создал Бог человека и увидел, что все весьма хорошо. «Хорошо весьма, как сказал Господь». Человек венец творения. Опять же, вернусь к той своей мысли. Многими творениями, которые ниже нас и которые Богом даны нам, мы восхищаемся, а собой никак не можем.

Вернемся еще к одной мысли, которую я прервала. Вот встал ты перед зеркалом, или встала. Посмотрела фотографии 20-летней давности, ууу… Это все внешний вид, ладно. А душа? Сидишь иногда и думаешь – что же это случилось? Вот ведь было какое-то обращение к Богу, был подъем, было какое-то понимание смысла, цели. А как-то все стерлось, стало серым, неинтересно жить – куда все подевалось в этой нашей суете? Перестали быть здесь и сейчас, потеряли нашу внутреннюю тишину. Потому что посмотрите внимательно на те моменты, когда вам было хорошо на самом деле, когда было – люблю вот это слово «весьма» – когда было весьма хорошо, внутри была гармония и вместе с ней была тишина. Никогда не бывает хорошо в эйфории. Иногда эмоция наша в какой-то поверхностной радости, кажется, что вот как здорово, супер, и вообще все класс, и так далее. Супер и класс – это определения поверхностные. На самом деле, беря сознательно вдох, ты говоришь «ой, как хорошо», и даже говорить дальше не хочется. Вот это тот момент, когда я есть, и в этот момент хорошо бы сказать Богу: «Слушай, я есть и Ты есть, и мы вместе есть, и вот весьма хорошо». Это все про преддверие. Мы создания, нам нужно направление, направление Богом дано.

И сейчас заглянем в святому Игнатию Лойоле, к его духовным упражнениям. Он во введении в «Духовные упражнения», во введении в так называемую первую неделю своих духовных упражнений… Если кто-то не знает, о чем я говорю, можете посмотреть в интернете, там это все есть. Он пишет так: человек сотворен, т.е. опять же сразу с ходу ставит нас на место в положительном смысле слова. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога нашего, почитать Его и служить Ему, и посредством этого спасти свою душу. А все остальное, обретающееся на лице земли создано ради человека и для того, чтобы помочь ему в достижении той цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек должен пользоваться всем созданным в той мере, в какой оно помогает ему в достижении его цели, и в той мере должен от него отказываться, в какой оно ему в этом мешает.

Поэтому необходимо стать настолько беспристрастным (indiferente) по отношению ко всем творениям, насколько это дозволено свободе нашей свободной воли и не возбранено ей; так, чтобы мы не желали скорее здоровья, нежели болезни; богатства, нежели бедности; чести, нежели бесчестья; жизни долгой, нежели короткой; и подобным образом во всём остальном, ища и избирая единственно то, что лучше ведёт нас к цели, для которой мы сотворены.

Св. Игнатий Лойола, «Духовные упражнения»

И сейчас перейдем уже дальше за порог, т.е. я до сих пор говорила о том, что мы в преддверии свободы, сейчас мы перешагиваем порог. Цель. Основная цель – прославлять Бога и прийти к спасению. Что значит прославлять Бога? Псалом говорит: слава Бога – живой человек. Что значит быть живым человеком? Во-первых, сознательным – чего я хочу, о чем я думаю, какое мое мнение, что я чувствую. Сознательный человек. Мы знаем иногда, что чувствуют и знают, и мнения всех друзей, соседей и знакомых. А свои собственные мысли, и то, еще мягко выражаясь…

Следующий момент – быть гармоничным человеком, т.е. быть просто собой, быть аутентичным человеком.

Когда возникнет вопрос: что ж такое быть собой? А мы сразу еще начнем, что это эгоист, ведь быть собой – это думать о себе, любить себя, понимать себя и т.д. Т.е. понимаете, мы в этом вопросе свободы, если пойдем клином вглубь, то мы сегодня отсюда не выберемся. Поэтому я только слегка затрагиваю вопрос, только слегка. Гармоничный человек.

Дальше. Это все в гармонии. Человек, который принимает себя. Сейчас я бы хотела пару минут остановиться здесь. Потому что с этим принятием себя вообще сплошные проблемы. Кто-то хочет это делать, кто-то не хочет, кто-то думает, что это эгоизм, кто-то думает, что это эгоцентризм, кто-то думает, может на самом деле это и не надо. А кто-то думает, что очень хотел бы, но это очень тяжело.

Принятие себя это, во-первых, наблюдение. Т.е. чтобы себя принять нужно сначала знать кого я принимаю. Почему в таких ситуациях так я вот так поступаю, в других так? Почему реагирую так, а не по-другому? Это начало.

Потом следующий шаг – это увидеть то, что во мне хорошее, то, что дал мне Бог, увидеть какие есть дары и за это благодарить. Если взвесить наши молитвы за всю нашу жизнь, если взвесить молитвы, просьбы и молитвы благодарения, то мне кажется, что там будет очень большое расхождение. Не знаю согласны вы или не очень. Нам всегда много чего надо, надо, надо, и из-за этого мы не видим, что у нас уже есть – много у нас уже есть. А иногда то, что нам надо, мы так интенсивно, так сильно просим у Бога об этом, что когда Он уже нам пошагово, по капельке дает, мы этого не ощущаем, потому что так сильно молимся, что даже не можем понять, что Бог уже пришел. Спасибо вам за обратную связь, молодцы, я вижу всё понятно. Отлично, спасибо. Иногда мы так озадачены, что Он приходит как к апостолам после Воскресения и говорит: «Мир вам, люди добрые!». А они Его не узнали потому что они были озадачены тем, где этот Господь и что с Ним случилось. Еще раз спасибо за обратную связь.

Потом следующий момент, мои дорогие, в вопросе принятия себя. Если я вижу, что дано и слушаю Господа Бога, который говорит «развивай свои таланты», то можно этим заняться. И внимание! Здесь может проявиться эгоизм, т.е. я буду заниматься за счет других или просто заниматься этим. И если я развиваю свои таланты не за счет других, а просто, это не будет никаким эгоизмом, и вы никогда не будете в конфликте ни с какой заповедью. Часто я слышу такие вопросы, что ну как же принятие себя соотносится со второй заповедью любви – люби ближнего как себя? Эта заповедь как раз об этом. Ты видишь свои таланты, свои данности, то, что данное Богом – это развиваешь. И так же по отношению к другим людям наблюдаешь и видишь – о, этому человеку это дано, а этому – это. И просто говоришь: «Слушай, как здорово ты умеешь связать кофту». А то вторая что скажет? «Да нет, да что ты» (смех в зале). Ну почему бы не сказать: «Спасибо, да, меня это тоже радует потому что, да, вязать я умею». Принятие себя дает свободу движений, дает свободу слов, и дает свободу поведения.

И еще вам скажу одну большущую тайну, теперь внимание! По поводу принятия себя. Там, где нам кажется, что это эгоизм иногда… Ну потому что вот, развивать свои какие-то там данности? Значит мне нужно куда-то пойти и что-то ради этого сделать, а в это время в принципе надо было бы может быть оставаться дома, может быть в чем-то кому-то помочь, может мужу, может детям. И начинается где эта грань? Какая тайна. Для многих может это никакая не тайна, может только мне так кажется. Если мы оставим в покое может быть других, и освободим их от нашей вечной помощи, люди начнут дышать свободно, свободным воздухом. Молодцы, спасибо за обратную связь. Я вижу тут компания неплохая собралась, как в песне было «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Нашим близким иногда обязательно нужно отдохнуть от нас и нам обязательно нужно иногда отдохнуть от наших близких. И вот эти наши вечные самопожертвования, само-умерщвление плоти, плоти и души, психики, и так далее. Я не хочу входить ни в какие научные понятия потому что я не хочу, чтобы сегодня получилась лекция. Как-то хочется пожить, подышать, побыть. Поэтому, когда мы принимаем себя, иногда теряем что-то ради себя, этим, именно этим, ставя других на место. «Мама сегодня не приготовила ничего, сказала пойдем на какую-то конференцию, что делать? То ли самим готовить, то ли сходить на эту конференцию посмотреть, что там происходит». «Какая-то встреча с сестрой Павлой, надо будет завтра с этой сестрой разобраться». Что это за дело?

Иногда, действительно, это может привести к конфликту в таком плане, что близкие, родные: «Уже молчи что ты вечная жертва». Это называется, кстати говоря, виктимизация, можете тоже заинтересоваться этим понятием, оно нам страшно вредит в вопросе свободы, страшно. Если ты вечная жертва, т.е. на тебя все можно скинуть, ты всегда поможешь, всегда поддержишь. Что это значит? И не поможешь, и не поддержишь, сделаешь вместо. И внимание! Вместо – это вред. Мы вместо наших детей не учимся ходить, правда, когда они маленькие. И вместо них мы не падаем 50 раз на дню пока они научатся ходить, это невозможно. Мы переживаем, хотим их оградить и так далее, и это нормально, и пусть будет наша молитва за них. Но они должны упасть. Можете быть со мной несогласны, но они должны ошибиться в своей жизни. Они должны может быть не обязательно все велосипеды, но хотя бы один велосипед изобрести сами. Можно им подкинуть мысль откуда взять колесо, например, но они должны это сделать сами. И вот это есть оно всё – принятие себя, понимаете. И сам этот процесс принятия себя сразу же наводит порядок во мне, делает меня свободным человеком, и наводит порядок в моей семье, и делает порядок тоже в нашей семье. И потихонечку там тоже начинаются свободные отношения. Так, чтобы не надо было в родном своем доме 120 подумать как это сказать чтобы никого не задеть. Мы иногда просто изводим себя вещами, которые вообще не должны быть, а потом все такие замученные с этими мешками под глазами, все вообще никакие. «Какое прославление Бога, какой живой человек? Я еле-еле доплелась до этого костела, пришла, встала тут и стою». Слава Богу что так, это тоже хорошо, а псалмопевец говорит «слава Бога – живой человек», вот так.

Я не знаю вы это улавливаете или уже как-то далеко очень ушли, но там был вопрос сознательности, был вопрос гармонии, был вопрос принятия. Молодцы, отлично, хорошо. Да был вопрос принятия себя – это всё маленькие комнатки в квартире, которая называется наша свобода. Хорошо.

И сейчас дальше хочу вам сказать, что немножко осталось до перерыва. Дальше хочу сказать, что держитесь стойко, молодцы, есть потенциал. Мы говорим о комнатах, помещениях в квартире, которая называется наша свобода.

Следующий момент в этой квартире, следующее помещение – духовная наша жизнь, живые отношения с Богом. Оттарабанила сегодня ружанец, тоже хорошо. Весь ружанец как мне успеть с этой работой – и детей забрать из садика, и еще может какой-нибудь суп состряпать. Молодец, только единственно во время этого ружанца надо было где-то сказать: «Господи, и этот суп, и этот сад, и этих детей и работу – отдаю Тебе, это Твое. Ну мое тоже чуть-чуть, имей в виду». Потому что мы созданы – внимание! – со свободной волей, поэтому Бог хочет чтобы мы были собой перед Ним.

Вообще, если говорить о свободе, то нам достаточно сказать о порядке создания, и вся тема исчерпана на самом деле. Когда вы видите, что я кругами хожу, можете сказать, что если будем так ходить кругами, никуда не дойдем. А неправда, дойдем до сердцевины. Опять же, вопрос порядка мироздания, который называется человек. Смотрите: «Это, Господи, Твое, но и немножко мое. Вот я перед Тобой сейчас быстренько тут говорю этот ружанец». Я бегу куда-то или еду, это отличная молитва, я вам скажу, ее можно почти в любой момент читать, и можно особо не задумываться. Можете сказать теперь: «Как так можно, молиться и не задумываться, о чем это вы, сестра, говорите». Я не хочу ранить никаких чувств и никаких мнений, я не ставлю никого и ничего под вопрос. Я хочу сказать том, что, когда ты есть и Бог есть – уже хорошо, это молитва, и вот этот вопрос наших отношений с Богом, понимаете. Что не может быть так, что, как Иисус говорит мóлитесь как язычники – много слов, много каких-то дополнительных молитв чтобы Бог услышал, каждый день полгода по 500 раз «Святая Мария».

Внимание! Сразу хочу уточнить – я не критикую никакую новенну, я хочу сказать о том, что если я начинаю молиться с таким вот отношением, что мне нужно теперь Богу объяснить, что Ему и как и когда делать, Он-то не в курсе (смех в зале), там нет отношений тогда. Можете вечером, когда уже все сделали, или не все, но уже больше не можете, просто сесть и сказать: «О Господи, что за жизнь такая…» Ну все, помолилась. «Благослови этот несчастный завтрашний день и вот эту Люську, которая уже допекла». Всё. Как Иисус говорит? Будьте как дети.

С горем пополам это все помещения в квартире, которая называется свобода.

Сейчас вот что мы сделаем. Через 15 минут у нас будет перерыв. До этого времени мы поделимся на группы, на шесть групп. После перерыва вы уже здесь в костеле соберетесь каждый в своей группе и там поговорите между собой. Я дам определенные вопросы и после перерыва именно этими вопросами будем заниматься.

Вопрос номер один. Если основной вещью в свободе является цель, то вопрос такой: какая моя цель? Какая цель в моей жизни главная, основная? Хорошо бы честно себе ответить. Только понимаете, я имею в виду основную цель, потому что у нас всяких разных целей есть много. Например, у меня сегодня есть цель частная, например, следующая: закончить эту встречу чтобы никто не упал, и я в том числе, потом, если получится чайку глотнуть, конечно. Потом до Барановичей доехать. Есть много всяких частных целей. Ну вот наша основанная цель. И стоило бы себе на этот вопрос ответить. Если считаете, что это большая тайна и вы на группе ни в коем случае не хотите об этом говорить, ну сидите и молчите, бука такая. Но если у вас сегодня день буки, то пожалуйста, может быть. То, что мы все собрались, встретились, у большинства хорошее настроение, это не значит, что у всех должно быть хорошее настроение и открыто сердце, и желание делиться, и в группах сидеть и там общаться. Ну то есть опять, с дозой свободы в себе. Но теперь может кому-то покажется, что я тут противоречу сама себе, потому что вот что хочу сказать.

Первое – разбираемся с собой так. «Не хочу ничего говорить ни на какой группе. Всё, точка». И как мы с собой обычно разбираемся? «Ой да нет, также нельзя, сказали надо, значит надо, что-нибудь скажу», и уже в напряжении. Пошел перерыв, все пьют чай, а я уже в напряжении и жду, когда выйдет группа, потому что я же готовлюсь почти как на войну. Если мы находимся в этой квартире, которая называется свобода, и в этой комнате, которая называется «принятие себя», то как мы с собой разбираемся? «Не хочу. – Не хочешь? – Не хочу. – Понятно. – Чё понятно?» Вот так сам с собой говоришь – это не шизофрения, не бойтесь (смеется). Вот так сам с собой говоришь: «Ну ведь ты же на самом деле все понимаешь, это эмоции на поверхности, и страх какой-то, и эти эмоции, нежелание, этот страх никогда тебе не дадут быть свободным человеком, так что может быть какое-нибудь одно слово могла бы там сказать? – Не хочу. – Ну ладно, дыши». Вдох-выдох.

Только одно. Самодисциплина очень нужна, потому что ты создание, значит ты должен существовать в каких-то рамках. Если ты захочешь за эти рамки выползать, то получится не свобода, а вседозволенность. А вседозволенность, как мы знаем, разрушает личность. Так что, понимаешь, одно слово, одно. Попробуй, только честно, не так, что полчаса думаю чтó я там скажу. Вот одно слово. А я вообще не знаю какая моя главная цель в жизни, потому что, знаете что, мы конечно все христиане, мы знаем, что главная цель – это спасти душу, это мы знаем и это очень хорошо. Но что мы ощущаем при этом?

Следующий вопрос: На что я размениваюсь? Куда уходят мои силы?

Третий вопрос. И я попрошу вас именно с этого начать разговор в группе – с третьего вопроса. Поделитесь состоянием внутренней гармонии, вспомните такое свое состояние – сегодняшнее утро, вчерашний день, неделю назад, пять лет назад. Вот вспомните ситуацию, когда вам было хорошо на душе. Вчера вечером меня угостил один ксендз такой дрожжевой булкой, сам испек, райски вкус, и компотиком из сухофруктов. И посадил в очень удобное кресло, и это все поставил – это точно был момент гармонии, эта булочка и компотик. Почему я об этом говорю? Потому что мы иногда чего-то ищем далекого, высокого – посмотрите на простые вещи. Т.е. поделитесь состоянием гармонии.

Это три вопроса. Начинаете с третьего, потом первый, а потом второй, вот в такой очередности. А почему это я вам говорила? Есть великий такой ответ на многие вопросы – потому что.

Время на группы будет определенное. Мы после перерыва посмотрим сколько будет времени до конца, определим время для группы. В группе потом прикинете сколько есть времени для каждого, так, чтобы каждый хотя бы несколько предложении сказал. И потом определите одного человека, который от имени группы очень коротко скажет вот что: какое состояние общее группы на момент окончания деления в группе. Т.е. как вы себя чувствуете? И тот, кто будет представлять, тот человек, вы ему скажете, и он себе на листике напишет – хорошо, плохо, понятно, непонятно, нужно, ненужно, и так далее. Такое состояние, какое будет, то, что, конечно, захотите сказать. Я не прошу открывать глубины своей души.
Одно духовное упражнение вам дам сейчас маленькое. Когда приступаете к чтению Библии, возьмите в руки сначала закрытую Библию, сядьте хорошо, удобно сядьте. Если кто-то хочет читать Библию на коленях – воля ваша, но я предлагаю, чтобы усваивалось хорошо Божие

Слово – сесть удобно. Не слишком удобно, но удобно. Возьмите в руки закрытую Библию и помолитесь таким образом: «Дух Святой, открой мое сердце до того, как я открою книгу». И открываете. Ну а дальше делайте то, что обычно – читаете, размышляете, задаете себе и Богу какие-то вопросы. Ну вот такое маленькое упражнение. Это не значит, что это делать надо, это только предложение для желающих.

 

Конец первой части

 

 

Продолжение после встречи в группах

 

Сестра Павла: Огромное вам спасибо за деления, за прекрасные деления, это по итогам деления. Прямо души открыты. Это хорошо, когда душа открывается на Бога и оставляет свободу себе. И внимание! Богу тоже, потому что мы Бога иногда ограничиваем нашими просьбами «вот надо так-так-так и так». А Он смотрит и думает: «Слушай, тебе надо бы еще то и то». Оставляем свободу Богу и себе такие, какими мы есть, просто пребываем перед Богом. И когда мы делаем такие вещи, Бог всегда приходит, и Он всегда говорит с нашей душой. И если внутри есть тишина, невозможно Его не услышать.

И теперь, что нам мешает Его слышать, и точно также, что мешает нам прийти к свободе.

То, что мешает нам достичь внутренней тишины – это же и препятствие к достижению свободы. Я сейчас, чтобы у вас сейчас немножко осталось времени на вопросы хотя бы чуть-чуть, я сейчас только буквально так слегка пробегусь по этим нашим препятствиям.

Грех, зависимость какая-либо и созависимость. Я не буду сейчас ничего объяснять, чтобы не отнимать времени свободе. Если кто-то сейчас понятие созависимость слышит первый раз в своей жизни, то очень вас прошу – почитайте что это такое. Я сейчас говорю о том, что нам мешает.

В области зависимости и греха особенно я хотела бы подчеркнуть отсутствие прощения. То, чего мы не можем простить, всегда держит нас в рабстве. Всегда. Тема прощения очень глубокая, очень тонкая. Если хотите, можете посмотреть на сайте у меня, там есть целый цикл лекций о Прощении. Если хотите, есть хорошие книги о прощении тоже «Путь к прощению», «Пять этапов прощения», есть хорошие книги.

Очень часто мы не знаем, что это такое, нам кажется так, что если простить, значит забыть о боли, т.е. чтобы уже не было больно. Не обязательно.

Еще одно из заблуждений – что если и простить, то обязательно нужно вернуть отношения. Нет. Можно вернуть отношения, если другая сторона понимает, что сделала и раскаивается. Если этого нет, невозможно вернуть отношения. Я не помню кто-то сказал: давать второй шанс предателю – это так, как дать вторую пулю тому, у кого не получилось застрелить тебя с первого раза. У этого высказывания есть две стороны, но если раны серьезные и глубокие, и другая сторона это не понимает, невозможно вернуть отношений. Но только я рискну и скажу больше. Если другая сторона не понимает, то отношений вообще нет и не было. Я сказала, что я рискну это сказать. У каждого из вас есть большой опыт и знания – и духовный опыт, и просто человеческий, смотрите сами. Психологи конечно скажут, что все нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Да, я с этим согласна вообще.

Простить – это отпустить, не ждать, чтобы человек понял как сильно меня ранил, как мне навредил, просто отпустить, чтобы рана не отравляла целую личность. Потому что рана – это только маленькая часть личности. Просто отпустить на свободу. «Иди дорогая / дорогой, и, если можешь, больше не греши». И заняться своей жизнью. А там будет видно. Отпустить. Пока не простил, все кого не прощаю, они все управляют нашей жизнью. Почему Иисус говорит о прощении? Потому что Он говорит у нас полнота жизни, а полнота жизни невозможна без прощения.

И еще одно ошибочное явление, что простить нужно тут же с ходу. А еще может кто-то начитался каких-то высказываний святых, которые говорят, что надо прощать как можно быстрее. Они молодцы, они пришли к этому, но они к этому тоже шли, и любой святой к этому шел. Помните, как Петр шел? Через 77 шагов – вот прощение, да. Такую интерпретацию этого вы еще не слышали, да? (смеется)

Сколько раз можно прощать? Если хотим быть свободны, то 77, т.е. понимаете, все время. 77, совершенное число. Не сразу, нужно пройти все этапы прощения – и вытеснение, и злость, и депрессию. Депрессию не в плане болезни, а в плане состояния. Эти этапы мы можем пройти, если есть хороший уже духовный опыт, и рана не слишком глубокая, можем пройти и за 2-3 дня. Но если нам просто наступили на ногу в транспорте, то можно и пять минут. Но это нужно пройти, не может быть так, что: «Ой, простите! – Да конечно, ничего». Ну как ничего? Я потом снимаю ботинок, а там половина ступни в синяке, ну как ничего? Чего! Я однажды в метро так и сказала: «Хорошо, что просите прощения, я очень постараюсь просить» (смех в зале). Вот это сюрприз, как говорил Винни-Пух, это маленькая засада. Конечно прощу, мне это надо, мне. Вот это еще одно заблуждение – что прощение нужно тем, кто нас ранил. Неправда, им оно будет нужно, если они поймут, что нас ранили, тогда им нужно будет. Они очень захотят, чтобы их простили. А пока не понимают, не осознают, то и не надо. Почему? Потому что в их сознании они ничего не сделали. «А что я тебе сделал, что ты ноешь тут?» Ну да, а ты стоишь и думаешь, «ну правда дура». Т.е. нам это надо.

Пока от темы прощения уйдем. А, еще одно. Чтобы простить нужно определить чтó прощали, т.е. обвинить. Спасибо, что не вскочили и не закричали, что это не по-христиански, спасибо (смеется). Понимаете, потому что, когда в общем, что-то прощаем – это не прощение. Нужно назвать по имени: «Ты мне сделал /сделала то, то, и то». Не обязательно этому человеку, просто в диалоге с самим собой нужно назвать по имени как бы это страшно не звучало. Только понимаете, у нас есть такая немножко опасность, что если мы начинаем называть по имени, то мы думаем, что это нам дает право уже пойти, взять автомат и убить этого человека. Нет. Он себе есть какой есть. «Господи Боже, прости их, потому что не понимают что творят». Обвиняем для того, чтобы по имени назвать наши раны от этого человека, а не для того, чтобы его осудить, и чтоб у нас в кармане всегда был аргумент, что вот я конечно имею право не разговаривать, или не здороваться, или вообще обходить стороной. Разговаривать не всегда надо, это правда. Но не таким образом. Или «я не вижу тебя». Может быть хотелось бы общаться, раньше классно общались, но как-то не поняли друг друга, разошлись пути. Встречаемся, начинаем общаться, получается вообще не пойми что – ни мира в сердце, ни гармонии, ни принятия себя, ни свободы, ничего. А потом остаются только нецензурные слова. Не надо тогда общаться. Может придет время общения, а может и нет, это страшно сложно, если это близкие люди, но это жизнь.

Чувство вины. Эта штука, которая нас просто уничтожает. Уже не так сказала, уже не так ответила, уже не то сделала, наверно надо было по-другому. Мы себя иногда так можем достать, что под вечер не знаем как нас зовут. Чувство вины – это вещь, которая в нас воспитана, это не совесть. Если мы в ответе за весь мир, то как без чувства вины? Если ребенку 6 лет, и он в ответе за младших, которым два годика, три годика потому что родители вообще не занимаются ими – как без чувства вины потом?

Следующий момент. Кстати, где-то в какой-то группе это всплыло – желание быть не собой, а другим, кем-то другим. Я помню в детстве любила такой мультик. Какие мультфильмы в моем детстве были, лучше, чем сейчас, если так подумать. Там был такой ежик, которому не нравились его иголки, и он все по лесу ходил и шубки других животных примерял потому что он хотел другую шубку. И ходил, и пел: вот эта шубка лучше, эту шубку я хочу. Потом чуть-чуть походил-походил, оказывалась не очень удобная, не очень хорошая. К вечеру т.е. к концу мультика, приходил к тому, что все-таки его самая лучшая, возвращался и засыпал. Спокойной ночи, малыши (смеется). Такой момент. Почему мы хотим быть кем-то другим? Чувство вины, но не только, там есть много причин. Просто препятствие по отношению к свободе, о которой я сейчас говорю, это целая отдельная тема, это абсолютно скользь, если вообще человек может что-то абсолютно делать. Конечно не может, но это ладно. Так вскользь, совсем скользь.

Вопрос: А что если чувство вины спит?

Сестра Павла: Если чувство вины спит это хорошо, а вот если спит совесть – это уже проблема.

Хорошо. Я вот тут смотрю на часы и немножко побыстрее пытаюсь чтобы немножечко времени на вопросы оставить.

Так, следующий момент – непринятие себя. О…!

Следующий – наши мыслительные схемы. «Моя прабабушка так говорила, и бабушка, и мама, и я тоже так считаю». Спрашиваю иногда так: «Хорошо, ты мне объясни своими словами что это значит на деле? – Ну не задумывалась потому что из поколения в поколение это переходит». Знаете, есть отличное наследство, хорошее наследство и наследство тоже есть.

Потом, спасительные сомнения. А это уже не препятствие к свободе, это уже помощь. Я сказала спасительные сомнения. Но это помощь в получении свободы.
Евангелие от Иоанна 8 глава. Мой первый духовник, это седьмой класс школы, эти слова, которые сейчас буду читать, он мне сказал выучить наизусть и каждое утро, не вечер, а утро, повторять.

8-я глава, стихи 31-36:

31 Затем Иисус стал говорить тем людям, которые в Него поверили: «Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики
32 и узнаете истину – и истина вас освободит».
33 «Мы – потомки Авраама и никогда ничьими рабами не были! – возразили они. – Что Ты имеешь в виду, говоря: «Станете свободными»?»
34 Иисус им ответил: «Говорю вам истинную правду: всякий, кто совершает грех, – раб греха.
35 Раб не всегда будет жить в семье, а сын в ней живет всегда.
36 Лишь тогда вы действительно будете свободны, когда свободу даст вам Сын.

Библия. Современный перевод РБО

Наша человеческая свобода т.е., вернее, попытки достичь свободы, им на самом деле если честно, грош цена. Конечно, мы много чего можем сделать теми способностями общими, которые нам даны от Бога – есть интеллект, есть эмоции и так далее. И есть возможность рассуждать, причинно-следственная связь, и так далее. Хорошо слава Богу! Но. Настоящую свободу дарит на самом деле только Бог. И вот когда Он дарит, Он может нам подарить что-то, благодаря чему мы будем в состоянии превзойти нашу человеческую природу. Т.е., например, в том же вопросе прощения пройти, если нашим психологическим языком говорить, все пять этапов прощения пройти за пять минут. И тогда прощение, действительно, как говорят святые, будет мгновенным. Если Он придет с благодатью, мы всех будем принимать – и тех, которых еще вчера нам было просто невыносимо принимать. Конечно, эта благодать может быть дана другим образом тоже, например, как жизненный опыт. Людей интересно узнавать даже когда ерунду совсем несут, просто интересен этот мыслительный процесс, это очень интересно. Как это все работает, красота. Ты так можешь этим заинтересоваться, что даже не понял, что тебя пытаются обидеть. Интересно, мне в голову это вообще н приходило, а человек додумал и причем легко, так с шармом. Это красиво, когда с шармом пытаются обидеть, это привлекательно (смеется). Или может быть мгновенная благодать, когда просто приходит, и ты в сердце открываешь, не хочешь уже никого менять, никого учить, тебе это просто не надо. Хочется жить. Знаете, люди, не все, в таком зрелом возрасте, когда говорят, что хочется теплый уголочек, какие-то теплые отношения, не хочется вообще две с половиной тысячи друзей на фейсбуке. Понимаете, вопрос не в том, что – о, уже ничего не хочется, нет. Все меньше и меньше нужно для счастья. Спасибо за обратную связь, спасибо! Я смотрю тут некоторые лица расцветают, спасибо.

И такого рода благодать может прийти тоже в более молодом возрасте. Хотя знаете, у каждого возраста есть свои потребности и свои права…

Познаете истину, и истина сделает вас свободными. Первая истина для нашей свободы – Бог наш создатель, мы его создания, и вы этих рамках у нас свобода. А почему не вседозволенность? Потому что поиску молодых людей (там подростковый возраст, юношеский возраст, младший зрелый возраст) свойственно такому возрасту и думать, и стремиться к тому, чтобы получить все.

Из зала: И сразу.

Сестра Павла: Может быть да, но некоторые даже думают, что сразу. Но это невозможно, и в возрасте примерно до 30 лет, иногда до 35, если более-менее развитие идет конструктивно, человек столько намучается, ой-ей-ей. И это еще хотелось бы, и это, а не получается. Потребностей больше, чем возможностей, сколько намучаешься. И кого-то надо в чем-то убедить, переубедить. Может лучше не надо? И хорошо. Но это иногда приходит с жизненным опытом, а иногда приходит и в младшем возрасте действительно как благодать. Иногда, если родители помогут в этом процессе, т.е. не по голове, что вот «так нельзя», а подросток думает, «ух, если бы так в космос…».
Откуда берутся вот эти вопросы у наших подрастающих детей «зачем эти заповеди, это ограничивает свободу человека?». А ты в 50 сидишь и думаешь «Боже ты мой, если бы так все эти заповеди соблюдать?» Но в общем, у каждого свой путь. И немного нужно им разрешить за

эти рамки выходить. Конечно, хорошо бы не допустить до пропасти, дело тонкое на еще на один отдельный день размышлений.

Теперь еще по поводу спасительных сомнений, смотрите.

Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики...

Когда у нас позиция ученика того, кто в состоянии слушать, воспринимать и следовать, мы тогда обретаем свободу, потому что создания – это ученик. Это не создатель, и не учитель. Как Иисус говорит, помните? Евангелие от Матфея, 23:8-9:

8 А вас пусть не зовут «учитель», потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель.
9 И «отцом» никого на земле не зовите — у вас лишь один Небесный Отец.

Современный перевод РБО

И апостол Петр говорит нужно слушать больше Бога, чем людей. Смотрите:

Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики...
И узнаете истину – и истина вас освободит.

Почему фарисеи не могли быть освобождены Иисусом? Потому что они сразу сходу что Ему сказали на эти слова?

Мы – потомки Авраама и никогда ничьими рабами не были!

Нет открытости на новизну. Нет открытости на то, что Бог может мне открыть дверь, о существовании которой я даже не подозревала.
И заканчиваем еще одной цитатой из Библии. Послание Апостола Павла к Галатам, 5 глава:

1 Для свободы освободил нас Христос. Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства!

Современный перевод РБО

Это пятая глава Послания к Галатам Апостола Павла, это был первый стих. И еще хочу прочитать стихи 13-15:

13 Вы были призваны к свободе, братья. Смотрите только, чтобы свобода не стала предлогом для потворства плотской природе! Вы же, напротив, с любовью служите друг другу!
14 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе: «Люби ближнего, как самого себя».
15 А если будете грызть и рвать друг друга на части…

Это современный перевод, кстати, дословный с греческого

… смотрите, как бы вам не истребить себя!

Так, а сейчас вопросы.

1:46:04 – и до конца – ответы на вопросы

Другие материалы в этой категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web