Содержание:

Общее введение

Понедельник, 25 ноября 2019 18:12

Общее введение

22-24 ноября 2019 г. в Москве прошли духовные упражнения «Ищите прежде Царства Божьего и правды Его» (Мф 6:33) под руководством сестры Павлы и о. Андрея Буко OFMConv.

Монастырь святого Франциска Ассизского.

Текстовая расшифровка выполнена Вероникой Даршт. Сердечно благодарим Веронику за помощь и желаем ей Божьего благословения!

 

 

О. Андрей Буко OFMConv.: Итак, дорогие, наши духовные упражнения мы назвали в этот раз «Ищите прежде Царства Божия и правды Его», цитата из Евангелия от Матфея.

Программу мы постараемся повесить как в той части здания, так и здесь. Я объясню, где что будет проходить, чтобы особенно те, кто здесь вообще первый раз у нас, чтобы немножко ориентировались. Все время придется переходить по улице из одной части здания в другую. Все введения в медитации и сами медитации, и деления в группах будут проходить здесь, в Центре. Как сюда попасть – там есть кнопочка при входе «Францисканский центр», если закрыта дверь, звоните, и те, кто здесь находится, откроют вам. Точно так же, чтобы попасть в ту часть здания, там тоже домофон на дверях, звоним. Там у нас будет проходить, во-первых, Месса в часовне; сразу при входе направо есть часовня, там будет Месса. Тоже сами медитации у части группы, и трапеза – обед, ужин, завтрак. Те, кто проживает, конечно, там, в той части здания.

Итак, сегодня программа у нас такая. Сразу после введения общего, по программе оно у нас в 16.30, будет введение в первую медитацию. Это как раз тот момент, когда сестра будет давать какой-то отрывок Священного Писания и вводить вас в саму медитацию, давать какие-то конкретные позиции, вопросы, по которым следует размышлять над данным отрывком Евангелия.

Есть те, кто вообще в реколлекциях участвует первый раз? То есть такие слова, как «медитация», «введение в медитацию», «размышление» – это впервые? Если что-то совсем непонятно, то вы переспрашивайте что это такое, чтоб я это пояснил.

Основное на любых духовных упражнениях – это ваш внутренний диалог, который вы будете вести с Богом, ваш разговор с Богом. Ведущие, мы, скорее, как сопроводители, мы вас только подвели, где-то что-то показали, что-то подсказали. Основную работу здесь будет производить Дух Святой. Поэтому мы постоянно будем вам напоминать тоже, что Его об этом надо просить, Ему надо об этом молиться. Он – основное действующее лицо во время духовных упражнений. Поэтому на время духовных упражнений постарайтесь, несмотря на то, что даже будете возвращаться на ночь ночевать домой к себе, [сохранить] общую атмосферу, в которой вы живете. Постарайтесь на эти дни по возможности от всех ваших повседневных дел как-то отключиться, отложить все свои рабочие дела, насколько это возможно, семейные дела, попросите ваших супругов или тех, кто может вас заменить в этом, позволить вам эти три дня пережить в уединении с Богом. Постарайтесь не залезать в телефон, проверять бесконечно смски, в интернет. Это время, которое мы посвящаем Богу, чтобы Он нам что-то конкретное о нас самих сказал. Если мы Ему не предоставим это пространство сказать, не постараемся Его услышать, не будет другой возможности. Поэтому многое зависит от нас.

Я думаю, что будет много моментов молчания, разве что моменты общения будут именно во время трапезы в обед, ужин. Особенно старайтесь соблюдать молчание тогда, когда сестра, например, будет говорить. До деления в группах соблюдаем молчание. Это значит, что мы не разговариваем друг с другом, особенно на посторонние темы. А даже если у нас появляется свободное время, например, полчаса или час в то время, как первые две группы делятся, можно отдохнуть, попить чай. Даже если вы встретитесь друг с другом, то постарайтесь тогда разговаривать только на тему самих реколлекций, того, что вы внутри переживаете, чтобы не выключаться, не переключаться на что-то другое.

Что мы делаем на самих медитациях? Есть введение в медитацию, где вы получаете как инструкцию какие-то указания, и четко по этим указаниям будете следовать. Для медитации вам нужно будет выбрать какое-то определенное место, можете даже написать табличку «место занято» или «мое место», положить на этот стул.

Где это место для медитации можно выбрать? Можно выбрать в часовне, где у нас будут проходить мессы. Есть одна разговорная комната, я думаю, что можно будет на время реколлекций занять ее, здесь, в этом помещении, в соседнем, может быть. То есть какое-то место, даже если нас будет несколько здесь человек, чтобы не мешали друг другу, вы могли просто погрузиться в размышление над тем отрывком, который вам дают.

Позиция во время медитации должна быть удобная, но не чрезмерно комфортная. То есть размышляем мы не лежа, не полулежа, лучше всего размышлять сидя. Не стоя, тем более не стоя на коленях. Т.е. так, чтобы вы не думали без конца о затекающих ногах, но и чтобы не заснули. То есть чтобы вам было удобно, комфортно сосредоточиться на той теме, о которой мы размышляем.

Мы в нашей западной традиции используем воображение. Согласно вдохновению, указаниям святого Игнатия Лойолы это не грех, это не впадение в какую-то прелесть, но воображение здесь является только лишь трамплином. То есть если у нас есть какой-то конкретный отрывок Евангелия, который мы берем для размышления, воображение нам может помочь войти в эту атмосферу, представить себе каких-то персонажей, какую-то обстановку, даже может иногда почувствовать какие-то запахи. Но вот то, что происходит дальше, если мы молимся и просим Святого Духа нас повести, есть какие-то конкретные указания, т.е. вопросы, на которые мы должны себе ответить (не мы, а Бог поможет ответить на эти вопросы), то дальше нас уже ведет Святой Дух. Поэтому здесь воображение только как трамплин, который нас вводит в саму атмосферу этой медитации.

Особенно на чем советую сосредоточиться – на своих ощущениях, чувствах и переживаниях в этот момент. Вы задаете себе этот вопрос, или появляется какой-то образ, – какую реакцию внутреннюю, какое чувство, ощущение он у вас вызывает? Дух Святой говорит чаще всего не здесь, не посредством наших

умопостроений, а посредством того, как наше сердце откликается на данные слова, отрывки, образы.

Можно ли записывать во время медитации? Лучше нет. Лучше постарайтесь проделать медитацию, и затем, когда вы ее завершите, можете себе основные пункты пометить. Все, что для вас показалось важным, значимым, если появились какие-то вопросы или ответы.

Затем у нас есть деление в группах. Мы разделимся на четыре группы, то есть в группе будет по четыре-пять человек, это достаточно комфортная группа, малая. Будет два таких тура. У одних 45 минут – первая и вторая группы, вторые, последующие 45 минут – третья и четвертая группы. Каждую из групп будем вести сестра и я.

Что мы делаем во время групп? Это как раз время для вас, когда начинаете говорить вы, делиться – вы. Тем, что вы пережили, прочувствовали, то есть то, как прошла ваша медитация, какие-то основные выводы, пункты, к чему вы пришли. Понимаю, что особенно тем, кто первый раз начинает подобный опыт, подобные реколлекции, может быть поначалу это очень трудно, потому что группа у человека подразумевает какой-то прыжок доверия. Но вы не первопроходцы в этом, разве что только в собственном опыте жизни. Всегда это только первый шаг может оказаться страшным, потом будут очень благие плоды этого. Для чего? Одно дело – к чему-то прийти, что-то понять. Другое дело – это нуждается в некоторой верификации, проверке, подтверждении. Поэтому, когда вы начинаете перед кем-то, проговаривая вслух, озвучивать то, что вы почувствовали и пережили, самих себя слышать. Это, во-первых, происходит процесс завершения осознания этого, мы сами лучше начинаем чувствовать – это правда или это фальшь, я не лукавлю, ни в чем здесь себя не обманываю?

В момент деления в группах: никто другой из группы не вставляет никакие комментарии, не перебивает, ничего не советует, не делится «ты знаешь, у меня точно также было». Если вызывает деление какие-то у меня эмоции, во мне появляется раздраженность или появляются слезы, хочется плакать, пожалуйста, не бойтесь своих чувств, но и другие не мешают этим чувствам выражаться, не надо сразу бросаться утешать. Просто слушаем. Предоставляем комфортную атмосферу другому высказаться, то, что нужно им сказать.

То, что говорим в группах, остается только в группе, мы этим не делимся с другими людьми, с людьми другой группы, разве что сам человек, если захочет потом с кем-то поделиться тем, что сам пережил, пожалуйста, в этом вы свободны, конечно. Единственно, ведущий группы, – либо сестра, или я, – может, если в этом есть необходимость, что-то уточнить или прокомментировать если это нужно.

Святая Месса. В ней обязательно участвуем все, она является частью наших духовных упражнений. Все ли ориентируются в Святой Мессе, нет таких, для кого это будет в новинку? Если нужна будет кому-то исповедь, можно всегда в свободное время договориться с кем-то из священников, здесь помимо меня есть еще отец Петр, отец Андриан. Кого-то из священников можно найти и об исповеди договориться.

Относительно завтрака, обеда и ужина. Те, кто живет в городе и доезжает сюда завтра и в воскресенье, у нас в расписании поставлен завтрак в 8.30, затем после завтрака в 9.30 второе введение в медитацию. То есть вы можете на завтрак не приезжать, можно приезжать сразу на введение во вторую медитацию, в 9.30. Но если все равно кто-то хочет приехать на завтрак, то предупредите, чтобы хозяйка знала, сколько человек будет на завтраке помимо тех, кто здесь ночует. Просьба от отца-настоятеля, чтобы мы помогли с мойкой посуды, поэтому положим листик, на котором напишем «пятница», «суббота» и «воскресенье», «завтрак», «обед», «ужин» и вписаться просто. Достаточно будет, я думаю, двух-трех человек, чтобы помыть посуду после трапезы. Список положим в трапезной, и сегодня после ужина можно будет вписаться.

Я повешу эти распорядки дня, здесь будут небольшие изменения. У нас так стоит, что в 17.00 медитация, потом в 17.40 стоят группы. Мы в 17.40 сделаем Святую Мессу в часовне, а деления в группах сделаем после Мессы. То есть на Мессу мы идем в часовню, а потом после Мессы возвращаемся сюда, часовня будет занята, поэтому меняем местами эти два пункта.

Что такое адорация? В 20.40 у нас поставлена адорация. И обязательно ли участие в ней? Да. Это время, когда мы подытоживаем день, те плоды, которые мы смогли раздобыть в течение наших медитаций и делений. Мы как бы закрепляем, подтверждаем наши молитвы индивидуальные перед Пресвятыми Дарами в часовне. Выставлены будут Пресвятые Дары, полчаса в тишине. Сестра, возможно, будет давать какие-то краткие указания на эту адорацию. Это наша личная молитва в тишине перед Христом. После адорации тогда уже завершение дня, и можно будет возвращаться домой.

Есть ли какие-то вопросы? Или может чего-то вы не поняли?

Вопрос: А воскресная Месса?

О. Андрей Буко OFMConv: Воскресная Месса у нас тоже включена, в 12.30 она будет здесь же в часовне, мы не идем куда-то в храм. Наша воскресная Месса будет здесь.

Сестра Павла: Есть в группе кто-то, например, кто только начинает религиозную практику? Только-только начинает. Например, на группу в катехуменат ходит, готовится к принятию римско-католического обряда или к крещению? Нет таких? Хорошо. Еще. Умеете ли вы все искать отрывки в Библии? Если, например, скажем так, евангелие от Матфея, 15: 1-8. Будут ли все знать, что делать? Пожалуйста, не стесняйтесь, если есть такой момент что «я не знаю», то после введения в медитацию тихонечко подойдите к отцу Андрею. Или все знают? Есть вопросы еще?

Вопрос: Есть Библии?

О. Андрей Буко OFMConv.: Да, Библии я принесу, если нет с собой. Обычно появляется вопрос, можно ли пользоваться Библией онлайн в мобильном телефоне. Лучше нет. Лучше использовать на реколлекциях книжный вариант. Поэтому я постараюсь из библиотеки принести сколько нужно.

Другие материалы в этой категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web