Содержание:

Реколлекции: Дети Божии: Третье введение

Суббота, 11 мая 2019 05:54

Реколлекции: Третье введение

 

 

Первую часть встречи проводит о. Андрей Буко OFMConv., потом сестра Павла читает введение в медитацию


О. Андрей: Сестра попросила вам сказать несколько слов по поводу того, что возник у вас вопрос как распознавать духов. Дам какие-то коротенькие указания-подсказки, потому что понятно, что эта тема достаточно большая, и в принципе этот вопрос с самого начала христиан волновал, и каждый наставник пытался дать свои подсказки. В Священном Писании, в Новом Завете мы тоже находим те подсказки, которые нам к этому апостолы давали. Апостол Иоанн в Первом Послании, в 4-й главе как раз нам говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.
Он пишет:

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога


Трудно такое богословское указание применить на практике. Апостол больше имеет в виду может быть относительно учений, какие витали в то время. Апостол Павел дает нам более конкретную подсказку в послании к Галатам, 5-я глава, 22-й стих, он говорит: различайте духов по плодам. Плод Духа Божия и перечисляет каковы эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость милосердие, вера, кротость, воздержание. Если находим в себе эти плоды наших мыслей, нашего поведения, то можем быть уверены, что эти мысли и поступки, решения – они от Духа Божия. Я вам дам несколько указаний по поводу того, как распознавать духов на примере собственного внутреннего состояния, своих переживаний. Какие две колонки, признаки злого духа, и параллельно буду говорить признаки доброго духа.

Первое. Признак злого духа: потеря уважения к себе. Т.е. если мы чувствуем себя, что мы подавлены, считаем себя плоскими, монотонными, говорим о себе так, как никогда бы не стали бы говорить о других – знайте, что это признак злого духа, действующего в нас. И наоборот, признак доброго духа есть ясное представление о моих собственных возможностях, есть некая обновленная уверенность.

Признак злого духа: во мне теряется надежда, свет гаснет. Т.е. в таком состоянии присутствует ощущение будто я нахожусь в ловушке, как будто я хожу по кругу и все равно не нахожу места куда выйти, тупик, будто я большой черной дыре. Все мои мысли, которые крутятся, и никак решения не могу принять – это признак злого духа. И наоборот, признак доброго духа – надежда во мне жива, я верю, что Иисус со мной и остальное меня не столь сильно беспокоит. Может быть есть какая-то проблема, но поскольку есть надежда и уверенность в том, что Христос со мной, то остальное меня не сильно беспокоит. Присутствует неподдельное ощущение движения. Так раньше никогда не было, но я хочу сделать что-либо, и я могу сделать это. Есть уверенность: я хочу сделать что-либо и я могу это сделать.

Признак злого духа: присутствует настойчивое чувство тяжести, мы чувствуем себя удрученными. Очень часто в таком состоянии мы либо скатываемся в цинизм, т.е. не находим ни в ком ничего хорошего, либо впадаем в самосожаление. И наоборот, признак доброго духа – когда что-то во мне поднимается, я чувствую себя легким и освобожденным, во мне растет, наоборот, сострадание, восприимчивость к нуждам других, я открыт.

Признак злого духа: мои поиск приводит к тревоге, внутреннему состоянию тревоги и заканчивается смятением, потерянностью. Т.е. я чувствую, что нахожусь в плохом настроении, постоянно занят каким-то разрешением проблем, ищу выход из положения, но в итоге я чувствую себя еще больше запутанным, вымотанным еще больше чем раньше, это признак злого духа. Поиск приводит к тревоге, заканчивается смятением.

Признак добро духа: я задаюсь вопросами, но при этом испытываю ясность и уверенность. Есть склонность, внутреннее состояние приносить все наши волнения, неразрешенные вопросы в отношения с Иисусом и затем в отношениях с другими использовать то, что из этого рождается. Т.е. из моих отношений с Иисусом, я перед Ним пытаюсь решить какие-то проблемы, затем привношу в общение с другими то, что рождается из моего общение со Христом.

 

Просят уточнить формулировку

 

О. Андрей: Когда я нахожусь в плохом тяжелом настроении, постоянно пытаюсь решить проблему, ищу выход из положения, но в итоге всех моих поисков, решений я чувствую себя еще больше запутанным, абсолютно вымотанным, бессильным более чем раньше, чем до моего поиска. И это не такая удовлетворенная усталость, бывает усталость у нас, что мы приложили усилия, в конце концов приняли решение, тяжело мне это далось, но я доволен. Наоборот, усталость, которая меня полностью обессиливает, я чувствую себя потерянным. Значит эти мысли, все эти поиски не от доброго духа.

Признак злого духа: мы легко вовлекаемся в негативные отношения, которые дегенерируют (вырождаются) во взаимные обвинения, типа «я прав, а ты ошибаешься». Очень часто в таких взаимоотношениях мы … Ну это какие-то созависимые реакции, и нередко мы склоны в таких взаимоотношениях причинять другим боль ради утверждения своей личности. Это признак злого духа.

Признак доброго духа – необходимо предположить, что каждый честный христианин более склонен к позитивному отношению к ближнему, чем к обвинению во лжи, чем к тому, чтобы его обвинять во лжи. Ни у кого из нас нет монополии на истину. Т.е. каждый из нас ведом к тому, чтобы освободиться от наших ран, и мы способны это сделать посредством нашей молитвы обращения ко Христу: «Иисусе, помоги мне вести себя с этим человеком так, как Ты хочешь, это дает мне силы во взаимоотношениях – подбирать правильные слова, находить правильное расположение, отношение к этому человеку, не скатываясь в эти обвинения и механизмы».

Признак злого духа: когда мы думаем о своих грехах и провалах, и нам становится плохо внутри, мы ощущаем себя парализованными и беззащитными. Когда мои грехи, ошибки, провалы ведут меня к полному отчаянию и к удручению. Парализованность – это признак злого духа.

И наоборот, признак доброго духа – это когда осознание греха во мне окрашивается надеждой и ведет в отношения с Иисусом и другими людьми. Т.е. когда я не замыкаюсь на себе, все равно открыт, есть надежда. Так действует Бог посредством своего Духа. Апостол Иоанн как раз об этом в своем Послании говорит: каждый, кто говорит, что не имеете греха лжец, но мы имеем праведника Иисуса Христа, который нас очищает и оправдывает.

Наверно чаще всего у нас возникают сомнения в выборе принятия решений, нам предстоит какой-то выбор. И здесь тоже пару буквально пунктиков-указаний вам дам.

Во-первых, если решение какое-то серьезное, жизненно важное, во-первых, всегда постарайтесь войти в присутствие Божие, ощутить Его присутствие и побыть в Его присутствии продолжительное время.

Просите о благодати – если нужно распознать что-то при принятии решения, всегда просите о благодати для этого у Бога. Размышляя об этом присутствии Бога, то, что вас вдохновляет в данной жизненной ситуации, черты личности, поведения, слова Иисуса, которые наибольшим способом поражают вас в данный период, вдохновляют. Это просто все даст какой-то свет.

И нужно понять в какой духовной ситуации мы сейчас находимся. Есть приблизительно три варианта.

Первый вариант. Мне ясно, что я должен делать, но я еще не дал своего согласия. Я знаю, что нужно делать на самом деле, но я еще не решился. Не хочу или не нахожу в себе сил. Первое.

Второе. Духовное состояние, духовная ситуация. Я чувствую, что меня влечет к определенному выбору, но я живу в чередовании моментов утешения и отчаяния, и не понимаю какой дорогой пойти. Т.е. на таком распутье, постоянно какое-то колебание то туда, то сюда.

Третье состояние. Я спокоен, расположен и в принципе чувствую себя свободным принять во внимание любую возможность. В принципе я спокоен выбрать и то и другое.

И вот если мы больше находим в себе первое расположение «я знаю, но никак не могу решиться», совет – просите помощи у Бога и решайтесь.

Во втором случае, когда нас мучают какие-то сомнения, постарайтесь посмотреть откуда идет то, что мы проживаем – у него характеристики духа Иисуса, либо нашего врага. Можно по тем пунктам состояний, которые я вам давал. Наша нерешительность – это сопротивление врага в том, чтобы я принял это решение или это какое-то божественное вдохновение, одухотворение, которое меня от чего-то удерживает или к чему-то подталкивает?

Ну и в третьем случае, если я достаточно свободен принять либо то, либо другое, просто надо просить света Божиего проанализировать достоинства и недостатки обеих гипотез и выбрать.

И дорогие, еще один очень важный момент – все равно решение придется выбирать вам. И Бог никогда не делает это за нас, Он всегда ждет. Иногда мы сильно обижаемся или бунтуем даже против Него: «Вот я столько молюсь, столько прошу, почему Ты мне ничего ясно не говоришь?» Потому что Бог ждет чтобы мы сами приняли решение. Надо принять решение, но затем принести его Богу. Надо самому решиться, но затем отдать его Богу. И просить Бога подтверждение моего решения посредством слова, какого-то знака о подтверждения моего решения. Нужно благодарить Бога за принятое решение и можно и даже нужно советоваться с духовными наставниками, исповедниками, если это какое-то особо жизненно важное решение.

Вот, это такие маленькие указания.

Вопрос: Как распознать ситуацию, когда не надо самому ничего делать, а отдать все Богу? Бывают такие ситуации?

О. Адрей: Бывают такие ситуации, когда нужно, да, научиться ждать. Как это распознать? Если я долго бьюсь над какой-то ситуацией, а мне кажется ничего не выходит, и сколько ни прошу Бога знаков, кажется, что Он молчит. Но при этом по моим ощущениям Он спокоен, Он не судорожно мне все время подсовывает какое-то слово, а я его категорически не принимаю. Он спокойно смотрит. Значит нужно просто ждать, Он ждет и мне нужно ждать. Это также как в Священном Писании, когда израильский народ был уведен в плен и они просили, взывали, говорили «мы взываем, а Ты не слышишь, мы просили…» В конце концов пророк Иеремия или Иезекииль, могу ошибаться, говорит: оставайтесь в покое, сидите там, где вы сидите, в этом спасение ваше. Ждите, иногда нужно ждать, бывает такие моменты, да, потому что еще не наступил такой момент.

 

21:43 – выходит сестра Павла

 

Сестра Павла: Здóрово, хорошо. Сейчас будет введение в медитацию. Еще два слова к тому, о чем говорил отец. Иногда ждать – это самое сложное. А действительно в ожидании очень часто мудрость заключается, особенно когда находимся в ситуации очень большого эмоционального напряжения. Мы хотим что-то решить, мы вроде уже знаем как, но встречаемся со стеной у людей, с которыми нужно бы решать. Однозначно нужно ждать. Даже если нам все уже давно понятно и ясно. И нужно ждать не с чувством превосходства над теми, кто еще не понял, чувство превосходства всегда нас уведет в сторону злого духа.

А если сказать одним словом с точки зрения психологии религии про распознавание, то если хотим четко понимать себя и быть уверенным, что не находимся в самообмане, то нужно разобраться со своей созависимостью. Потому что созависимость часто мешает слышать Бога и себя. Мы слышим наше чувство вины, мы слышим какие-то неудовлетворенности вечные собой. И иногда это путаем с угрызениями совести. Стóит разобраться с этим. Это так, одно слово только. А сейчас, мои дорогие, перейдем к введению.

И как обычно сначала два слова к вопросу тишины. Я думаю, вы заметили: перед каждым введением я немножко углубляю вопрос нашей внутренней тишины, что это такое и какие там есть еще элементы в этой внутренней тишине. И вот сейчас – что способствует внутренней тишине? Хотела сказать вам про два момента. Первый момент очень опасный для верующего человека, который серьезно собрался искать Бога и реализовать Его волю. Тогда бывает так, что мы из себя делаем спасителя для других. «Я уже пришла к Богу, я уже что-то поняла, я уже знаю и сейчас я всем вокруг покажу как надо». Это может быть действительно очень опасным для нашей духовной жизни и для нашего восхождения к Богу и восхождения как личности. Конечно понятно, что когда мы приходим к Богу, Он нам говорит, что сейчас иди и говори другим, и очень хорошо. Только «иди и говори» это за плод этого говорения отвечает Он, а не мы. А мы иногда действуем так, что мы все сделаем, а ты, Господи, отдыхай. Господь творит, это первый элемент.

И еще, если говорить о внутренней тишине, второй элемент внутренней тишины называется послушание. Что это такое? Я об этом скажу только на примере наших духовных упражнений. Говорится нам: такой отрывок на медитацию. А ты сидишь и думаешь: «А мне Господь сейчас посылает другой отрывок». Или, например, говорится нам: «Отложите, пожалуйста телефоны. – Сестра, поймите, там дело Господа Бога, там человек пропадет, надо поговорить, поддержать. И вот когда включается в это дело религиозная мотивация, «человек же пропадает», «я же на реколлекциях, а там душа пропадает живая, понимаете, какая медитация, мне нужно пообщаться, поддержать человека». Все святые, которые говорили о духовном росте, они все обращали очень сильно внимание на маленькие вот эти непослушания. Почему? Потому что Бог действует здесь и сейчас. А у меня, пусть даже ради Него, типа, есть своя собственная идея. Я вижу, что вы очень хорошо понимаете, о чем я говорю. Но мы женщины, мы всегда знаем лучше. А потом еще с этого мы делаем такой многоэтажный самообман: «Это ведь тоже слово Божие, мне ведь пришла такая мысль в голову на реколлекциях в монастыре, значит от Бога. Ну ничего что это другое, о чем просили, ничего. Но это же тоже из Библии». Или, например, еще какие-то дополнительные вещи. Более-менее все делают одно, а кто-то один как бы вместе, но не вместе, как бы молимся, но не совсем здесь. Вот эти внутренние моменты.

Потом, если еще идет прикрытие с этой религиозной, типа, стороны, что «ради благого дела». Вот когда по-белорусски говоришь «благое»… (смеется). «Понимаете, это ради благого дела». Ну хорошо, тебе говорят «нет», и тогда внутри возникает такое заносчивое: «не понимают какими высокими вещами я занимаюсь». Святые духовные наставники таких людей очень далеко отправляли, посылали (смеется), я извиняюсь конечно за выражение. «Иди, научись послушанию и возвращайся». И понимаете, это не в великих каких-то делах, это обычные бытовые моменты. «Идем вместе кушать. – Хорошо-хорошо, только мне сейчас буквально пять минут». Эти «буквально пять минут» обычно нас уводят нас очень далеко от Бога, от истины. Это по вопросам тишины.

А теперь, мои дорогие, собственно введение. Каждый из нас находится в разной своей жизненной точке. На разных этапах, тут наши состояния не совпадают – кто-то какой-то путь проделал большой, кто-то покороче, кто-то глубже, кто-то более поверхностно, но зато шире, по-разному, у каждого своя жизнь, свой путь, свое видение. Каждый из нас на разном этапе находится. Если брать эти этапы по вопросу разборки, например, там горя, боли, каких-то болезненных моментов нашей жизни, кто-то на этапе вытеснения, кто-то на этапе гнева, кто-то торга, кто-то депрессивности, а кто-то может быть уже на этапе принятия. Эти этапы психологические.

Но каждый из нас находится в какой-то точке своей жизненной истории. И сейчас еще раз посмотрим на женщину, с которой мы на этих духовных упражнениях уже встречались. Это Анна. Пишем: 1-я Книга Царств, только в этот раз вторая глава и стихи с 1-го по 10-й.

Посмотрим в какой точке своего жизненного пути находится сейчас Анна. Это уже другая точка, чем у начала наших духовных упражнений. Анна поет песнь, вот этот отрывок – это песня Анны, песня радости и песня свободы после собственного кенозиса, т.е. после целого пути, когда плохо, когда еще хуже, когда я понимаю, что ничего не могу, не справлюсь и так далее. Потом, когда начинает появляться просвет, когда начинает появляться надежда там, где казалось все двери закрыты, и потом выхождение в сторону воскресенья. Путь уничижения, путь очищения, по-разному можно его называть.

О чем поет Анна? Послушаем ее песню.

1 а Анна стала молиться: Господь дал радость моему сердцу, Господь высоко поднял чело мое. Я смеюсь над моими врагами, радуюсь, что Ты спас меня.
2 Никто не свят, как Господь, нет иного, кроме Тебя! Наш Бог — скала, нет подобного Ему!
3 Прекратите надменные речи! Гордых слов не говорите! Господь — Бог, знающий всё, и дела людей — на весах у Него!
4 Дрогнул лук в руках героев, а упавшие без сил — воспряли.
5 Сытые работают за кусок хлеба, а голодным не нужно батрачить. Бесплодная родила семерых, а многодетная вянет одна.
6 Господь убивает и оживляет, бросает в Шеол и поднимает.
7 Господь разоряет и обогащает, унижает и возвышает;
8 бедняку дает встать из пыли, из кучи отбросов — нищему, с благородными их сажает, зовет на почетное место. Во власти Господа — опоры земли, на которых Он мир утвердил.
9 Хранит Он пути верных Ему, а злодеи сгинут во тьме, ведь не силой своей одолевает человек.
10 Противники Господа дрогнут, с небес прогремит Он над ними. Господь — Судья всей земли, от края и до края! Он дает силу царю Своему, возвеличивает помазанника Своего!

Песня Анны – о чем? Посмотрите на нее и посмотрите на ее песню, на то, что она поет, можете себе представить как она выглядит. Всё дал Господь. Она после своего собственного кенозиса. Она не устала, она не выгорела. Потому что она не сама толкала эту тележку. Она стоит перед Богом и поет ему. Все дал Господь, она славит Его. Он совершает невозможное. Великие дела, которые в ней произошли. И в конечном итоге все будет так, как Он хочет. Т.е. Он дает путь и дает силы этот путь проделать. И ее песня о том, что ее путь истинен. Т.е. там есть и признание слабости, и признании позора, и признание боли. Т.е. Анна не на высоте, мы так иногда хотим всегда быть на высоте чтобы как-то более-менее нормально все было, чтобы как-то другим показать, что у нас все хорошо. Был период, когда Анна вовсе не была на высоте, и мы знаем, она стояла и плакала. Слезы тоже нужны – нужна влага, чтобы зерно пустило росток, и это – слезы.

Сейчас приходит победа, которая приходит как дар от Бога, приходит победа и радость без гордыни. Посмотрите, она ничего не приписывает себе и поэтому она свободна. И она не тащит ничего на себе, поэтому она не выгорела. Но решала-то она сама что делать, спрашивая у Господа, молясь, но решение было ее.

Помните, как она мужу своему сказала, что в этот раз она не пойдет в храм. Она пойдет, когда отнимет ребенка от груди. Это ее песня.

Следующий шаг медитации – какая моя песня? О чем это я пою? Вчера мы смотрели чтó мы на блюде нашим мамам принесли или приносим, сегодня посмотрим, о чем мы поем, о чем моя песня. Т.е. может быть пора идти дальше и выходить с позиции жертвы. Может быть пора укреплять то, что уже совершилось и развиваться дальше. Понимаете, наша жизнь идет этапами. Если мы всю жизнь или больше половины жизни на этапе жертвы и никак не можем из нее начать выходить – это от злого духа. Если мы на этапе гордыни и мы несем этот мир на себе и спасаем его – это от злого духа. Т.е. нужно выходить. Каков мой путь? И по этому пути какую песню я пою?

И посмотрите, пожалуйста, следующий момент – есть ли действительно у нас благодарность в сердце за то, что уже Бог совершил в нас и ради нас? Есть ли благодарность?

И завершающий последний шаг этой медитации вот какой. Откроете евангелие от Луки, 1-я глава, стихи с 46-го по 56-й. Сначала откроете и в этот раз посмотрите на всех остальных, которые в данный момент в данном помещении будут медитировать. Т.е. так как вначале я вам как сказала? Не смотреть в себя, а тут – выходим. Посмотрите на всех, пригласите чтобы рядом с вами села Анна и еще две те женщины, о которых сейчас будет речь – это Богородица и святая Елизавета, мать Иоанна Крестителя. И вот вчетвером и вместе с теми, кто в данный момент присутствует в часовне, очень медленно, не спеша читаете этот отрывок, который я вам только что что дала. Это Magnificat:

И Мариам сказала: «Прославляет душа моя Господа…»

И до конца не спеша его читаете.

46 И Мариам сказала:
47 «Прославляет душа моя Господа, и дух ликует и радуется Богу, Спасителю моему,
48 ибо Он обратил Свой взор на меня, малую и неприметную; отныне будут называть меня счастливою все поколения людей,
49 ибо свершил для меня великое Сильный, свято Имя Его!
50 Он проявляет милость Свою из рода в род ко всем, кто чтит Его.
51 Простер Он мощную руку Свою и рассеял гордых со всеми замыслами их.
52 Властителей свергнул с тронов и возвысил униженных,
53 голодных одарил добром, а богатых отправил ни с чем.
54 Пришел на помощь Израилю, служителю Своему, вспомнив о милости,
55 обещанной нашим праотцам, Аврааму и потомкам его навеки».
56 Мариам пробыла у Елизаветы около трех месяцев и затем вернулась домой.

Представьте себе, что вы читаете его вчетвером: Анна, Богородица, Елизавета и вы, и что с женщинами, которые в данный момент на медитации. Хорошая женская компания, которая ищет Бога. Если где-то в этом получится ощутить силу, благодарите за это Бога. И в самом уже конце скажите Ему то, что хотите сказать, то, что будет на душе. Если ничего не будет, молчите. А потом уже после медитации – встали, сделали глубокий поклон, посмотрите на открытую Библию, возьмите ее в руки и помолитесь следующим образом: «Господи, дай мне благодать, чтобы я – внимание, посмотрите на меня! – закрывая Библию, не закрывала свое сердце на Тебя». И это конец медитации, после нее идем на деление.

Еще раз прошу не выходить из этой тишины. Мои дорогие, каждый из вас Духа Святого, и в добрый путь! До начал групп соблюдаем молчание.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web