Содержание:

Быть матерью, первое введение

Вторник, 27 марта 2018 03:54

«Быть матерью», духовные упражнения для матерей, Барановичи, 17-19.11.17

 

1-е введение

 

Аудиозапись

 

 

Сестра Павла: Давайте помолимся.

 

 

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя!
Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами! Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой!
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая!
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его! Руководи моею волей и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать! Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

Сестра Павла: Итак, приступаем к первому введению, в первую медитацию на этих духовных упражнениях по теме «Быть матерью». Вопрос, я бы сказала, крайне сложный. Не знаю, как вы, потом будем делиться ощущениями и мыслями.

Мои дорогие, после вчерашних вечерних молитв уже какие-то вопросы у вас где-то остались, зародились, а может вчера возникли и сегодня уже исчезли, не знаю, как там. Во всяком случае из всех этих вопросов, которые на вчерашний вечер были предложены, уже вы с какими-то мыслями вместе с Богом пребываете.

У меня есть только один такой общий вопрос: дошли ли вы до этого вопроса – о чем я с Богом никогда не говорила? Большинство, хорошо. Это не проверка правильности молитвы, просто для того, чтобы я ориентировалась, для этого задаю этот вопрос.

Хорошо, что будем делать. Приходим в часовню на свое место медитации, и вот зашли в часовню кто как: кто из вас заходит, встает на колени, поклоняется, кто просто заходит, не встаете на колени, поклоняется, это уже по традиции католической, православной, как сделаете. Можно перенять традицию тоже, т.е. можно, например, всегда заходила и на колени, а тут зайду и просто низкий поклон сделаю вместо встать на колени. Или наоборот – всегда делала поклон, а я зайду и встану на колени, посмотрю, как это. Такого рода традицию можно перенимать спокойно и даже обогащаться ею.

И теперь, поклонились, пошли на свое место медитации, и там, стоя, осените себя большим крестным знамением как щитом: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Большим крестным знамением. Иногда бывает так, что большое крестное знамение… это, правда, больше грозит католикам, чем православным, мы крестное знамение делаем так, что немного похоже как будто комаров отгоняем, это часто, я думаю, видно. Перекрестилась да помахала ручкой во все четыре стороны света слегка, ну и все. Большое крестное знамение как щит. Смотрите, и сразу же когда делаешь больше крестное знамение, ты находишься за этой защитой.

И там в комнатке своего сердца начинаем молитву. В комнатке – т.е. за вот этим щитом, за этой стеной креста. Итак, положите Библию закрытую перед собой на лавку там, в часовне. Стоя, осенили себя крестным знамением, сели и, смотря на закрытую Библию, помолитесь так. И так будем каждый раз молится перед медитацией: Господи, открой мое сердце до того, как я открою книгу. Кто хочет – на старославянском, кто хочет – на белорусском, как хотите, кто хочет по-латински, пожалуйста. Я это говорю специально чтобы вы себя абсолютно покойно чувствовали, не привязанными к какой-либо традиции. Потому что традиция – это очень важно, но очень важна тоже свежесть.

Открываете Библию, открываете евангелие от Иоанна, 2 глава, стихи с 1-го по 11-й включительно:

1 На третий день…

Сестра Павла: На третий день – это после тех событий, которые были описаны.

1 На третий день в Кане, что в Галилее, была свадьба. Там была мать Иисуса.
2 На свадьбу был приглашен и Иисус с учениками.
3 Когда кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему: «У них нет вина».
4 «Что Мне до этого, женщина? — отвечает ей Иисус. — Еще не пришло Мое время».
5 «Делайте то, что Он вам скажет», — говорит она слугам.
6 Там было шесть каменных чанов — они стояли для обряда очищения, принятого у иудеев, — каждый вместимостью от двух до трех метретов.

Сестра Павла: Я сразу вам скажу, от двух до трех – это от 80 до 120 литров, потому что один метрет около 40 литров, а их было там шесть.

7 «Наполните чаны водой», — говорит слугам Иисус. Слуги наполнили их до краев.
8 «А теперь зачерпните и несите распорядителю пира», — говорит Иисус. Они отнесли.
9 Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась в вино, — а он не знал, откуда оно взялось, знали только слуги, черпавшие воду, — зовет к себе жениха
10 и говорит ему: «Все люди сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда гости напьются, то, что похуже. А ты берег хорошее вино до сих пор».
11 То, что совершил Иисус в Кане Галилейской, положило начало Его чудесным знакам. Этим Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.

Прочитали. На медитации когда будете, тоже не спеша прочтите, а потом приступаем к конкретным шагам медитации.

Первый шаг называется «Свадьба». Свадьба. И посмотрите: когда звучит это слово, посмотрите в себя с чем это у вас ассоциируется. Или ты думаешь «о Боже», потому вспоминаешь что там творилось (смеется), или думаешь «как классно», у каждого свои воспоминания и свои ощущения. Т.е. свадьба слово-то одно, а какое явление. Но вы здесь сразу же подумайте так: свадьба, ЗАГС, венчание, у кого венчание было. Вот так, и посмотрите какая была она у вас или ее не было, это было простенькая роспись в ЗАГСе, тихо, молча. Или это была свадьба пышная, не очень пышная, до сих пор переживаешь, десять лет замужем, а переживаешь, что не такая пышная как надо. Или думаешь «Боже, зачем мы потратили все эти деньги тогда, можно было сегодня», ну и т.д. Посмотрите, как думается об этом обо всем на сегодняшний день, спустя все же какое-то время уже. Посмотрите подготовку, посмотрите разговоры, может быть ссоры, может быть бурные дискуссии, кому чего надо, чего не надо, будем делать, не будем, эта вся суета. А потом посмотрите сам момент – свадьба, просто посидели, или как там, посмотрите этот момент.

И вопрос такой: где была моя свадьба? Свадьба в Гродно, свадьба в Минске, свадьба в Барановичах.

Свадьба в Кане. Там была на свадьбе мать Иисуса и Иисус с учениками. Был ли вообще на моей свадьбе Иисус? Вообще кому-нибудь в голову такое пришло? Во время свадьбы о Боге одна мысль, да. Но если у кого было венчание, то, скорее всего, о Боге мысль была, хотя бывает по-разному, все в храме стоят и смотрят на меня, не совсем мысль о Боге мысль. Т.е. было ли Божие присутствие каким-либо образом в моем решении выходить замуж, в наших решениях касательно венчания, свадьбы, росписи, ЗАГСа? Присутствовала ли там каким-то образом Дева Мария, ученики Его, какие-то святые? Может кто-то из вас, например, какому-то святому молился о хорошем муже? Есть такие традиции. В общем, посмотрите, были ли там Иисус, Мария, ученики Его, как оно все выглядело. И в общем, больше-то моя свадьбы была похожа на свадьбу в Кане или это больше свадьба в Малиновке (смеется)? Это первый шаг для медитации.

И, мои дорогие, может быть кто-то из вас останется на этом первом шаге и дальше, как говорится, не пойдется ему. Т.е. смотрите, начали … Имейте в виду, медитация 45 минут, – внимание! – ни минуты меньше, ни минуты дольше. Если кому-то захочется посидеть полтора часа – нет. Если кто-то захочет за 15 минут закончить потому что это неприятно, нелюбимая тема и т.д., 45 минут там сидим.

Итак, если останетесь на этом шаге, об этом обо всем просто подумайте, повспоминайте яркие образы эти все, людей, их лица, разговоры, это всё. И потом помолитесь теми чувствами, которые остались оттуда. Где-то что-то было задето, может оно еще задето, может уже все давно спокойно. Если было задето, а спокойно, поблагодарите Бога, что пришли в себя. Если оно все еще задето, то просто скажите всё, что задето Богу, и попросите, чтобы вас успокаивал, чтобы давал вам внутренний покой, чтобы сердце ваше успокаивал, и чтобы приходило равновесие в жизнь, об этом. Т.е. в каком будете состоянии, тем состоянием и помолитесь. Или может таким образом: «Господи, я вообще об этом думать не хочу, это ужас какой-то». Ну или наоборот: «Господи, спасибо, вот такие у меня все и родители, и свекр, свекровь, все так здорово». И благодарите за них. как там получается по жизни. Только не занимайтесь таким вопросом: «Вот, у людей как у людей, а у меня вообще непонятно что...». Т.е. не надо сравнений, занимайтесь только своей песочницей. Вот моя свадьба в определенный день, в определенные число, в определенном месте, моя. Это у кого-то может быть 45 минут. Если у кого-то эта тема на 5-10 минут, переходим ко второму шагу.

Второй шаг называется «Матерь Иисуса». Святой Иоанн Евангелист везде, где появляется Богородица, везде называет Ее Матерью Иисуса, не говорит Мария, не называет Ее по имени, не говорит Дева Мария. Это почтительное обращение к Деве Марии, но заметьте, что Иисус, когда к Ней обращается в разговоре, Он говорит Ей не Мама, и не мамочка. Он говорит «женщина». Обратите на это внимание. Т.е. что здесь такое. Это вопрос почтения, но это тоже вопрос расстояния между мамой и детьми, между мамой и сыном, между мамой и дочерью. Это вопрос расстояния.

Сын стал тем, кем должны был стать, а мама просто была рядом и не помешала этому. Не помешала стать тем, кем Он должен был стать. И посмотрите внимательно на Марию, она даже больше с учениками и слугами, чем с самим Сыном. Обратите на это внимание. Т.е. идет какое-то становление личности Сына, потому что, смотрите, это случай, когда первый раз Иисус совершает знак свыше, т.е. проявляет свою Божественную силу. Это первый случай. И в этот момент Мать Иисуса рядом, она не указывает, она больше со слугами и больше поддерживает их, чем Его. И посмотрите, Мать Иисуса: представьте себе ваших детей, сыновей, дочерей, их имена назовите, и вот так посидите и подумайте, например, я мать Ольги, или мать Сергея. Т.е. мой сын или дочь стали тем, кем должны были стать. И сейчас проявляют себя так, что это вызывает уважение к их матери. Вы знаете, есть человек, который каким-то образом заслуженный, и потом появляется его мать, и люди говорят: «А вот это его мать». Мать Иисуса.

Вопрос: А если он еще маленький, как думать о нем, представлять кем он стал?

Сестра Павла: Думайте, становятся ли они теми, кем они должны быть? Именно они сами по себе должны быть. Становление ребенка начинается с момент зачатия, явно проявляется с момента рождения. Смотрю, например, на моего ребенка и вижу насколько он живой, насколько нет. Насколько свободен, насколько нет. Насколько я его подавляю и хочу, чтобы был такой, такой и такой, а насколько разрешаю быть собой? Это вопрос становления и вопрос того, чтобы быть рядом, а не воспитывать. Изучаю ли я моего ребенка чтó у него там внутри, и как его развивать, или у меня есть четкое представление какой он должен быть, и я его туда и вписываю.

Мой ребенок становится тем, кем должен быть сам по себе, или я его становлю как я считаю. Я его формирую, или я просто присутствую рядом чтобы мой ребенок мог возрастать – в этом вопрос.

И тут сразу посмотрите на ситуацию. Кончилось вино, Мария это заметила и говорит Иисусу: «У них нет вина». Смотрите разговор: она Ему сообщает, передает информацию, она не говорит, сынок, понимаешь, тут такое дело, надо людям помочь, она не начинает с манипуляции. Посмотрите, как мы разговариваем с нашими детьми. Она говорит: Сын, нет вина у них, точка. Она Ему не говорит чтó надо делать и как надо это сделать. Она предоставляет ему свободу решения. Не знаю, попробуйте с вашими сделать так: «Сын, у тебя в комнате бардак». Посмотрите, представьте себе, как дальше процесс пойдет или вообще никак (смеется).

Помню такой момент, сидим за столом в кругу родственников, и моя сестра говорит племяннице: «Дорогая…», и тишина такая, а та говорит: «Я поняла, сегодня мою окна» (смеется). Я сама так удивилась. «Дорогая», причем таким тоном, точно на расстоянии. Так что «у них нет вина». Ну сыночек… А если бы мы знали что у нашего сыночка такая сила… Ну всё, жизни ему бы не дала, точно: «Слушай, дорогой, еще надо Ане помочь, еще Оле помочь, еще там беда…»

Иисус, несмотря на это обращение Марии чисто информационное:

Что Мне до этого, женщина?

Иисус делает расстояние. И посмотрите внимательно. Конечно, это тоже вопрос почтительного обращения, но почтительное обращение оно всегда с уважением, и всегда с расстоянием, потому что уважение уже предполагает кое-какое расстояние. Т.е. смотрите, Мария обращается к Иисусу так, что у нее нет претензии на собственность, «ну это мой сын, послушает, сделает как я говорю». У нее нет претензии на собственность, и у Него тоже нет чувства, что Он собственность, «мама, я решать буду Сам». Она своим ответом, который дает слугам, она так и говорит, «хорошо, Сын». Потому что смотрите, никаких комментариев, говорит слугам. Смотрите, вот здесь великая мудрость Марии – она знает своего Сына, она знает кто Он. И она знает очень интересную одну вещь. Если Он начнет действовать, то им бедненьким этим слугам может быть вообще непонятно. И она им говорит: короче говоря, ребята, чтобы Он не делал, то сделайте так как Он захочет. Т.е если перевести: «Слушайте, можете не понимать, можете не разбираться, но если Он будет говорить, то так сделайте». И весь разговор. И смотрите, никто никого не задел, никто никого не хотел переделывать, подстраивать под себя, на свою сторону перетягивать, понимаете. Информация, ответ, всё по своим местам. А там – как пойдет. Вот этот вопрос – отпустить.

Вопрос: Почему Иисус так сказал вначале, что это означало? Это же резко.

Сестра Павла: Кажется, что это резко. Когда нас просят занять наше только место и не лезть на место другого, то нам тоже кажется, что это резко. Всегда. Даже если очень вежливо и культурно нас об этом просят. «Пожалуйста, не вмешивайся, дорогая, не вмешивайся». Мы уже обижены на ближайшие три месяца (смеется). Но это если простым человеческим языком объяснять. Здесь вопрос отношений Иисуса и Девы Марии, взрослого сына и матери, это первый момент, и это прекрасный образ для отношений, один момент. И второй момент – это у них нет вина, а мы у них гуляем на свадьбе, это вообще-то не наше дело. Посмотрите, при очень многих случаях чудес Иисус сначала делает расстояние, понимаете, первое… Я не буду входить в богословское или библейское глубокое значение этого отрывка, потому что я хочу, чтобы вы увидели на духовном уровне этот отрывок. И на уровне отношений, потому что это про отношения отрывок. На уровне отношений. Первое, когда у нас есть вопрос, мы как действием? «Аааа, надо решить!». Остановись, подумай. «Ну тут кирпич летит с неба, как останавливаться?» А Бог говорит: «Остановись». Поэтому тут Мария очень нужна была:

«Делайте то, что Он вам скажет»

Остановись, подожди, набери расстояние. На расстоянии все вопросы смотрятся по-другому, вся беда и всякое счастье, потому что счастье тоже иногда выносит мозг.

Если хотите чисто библейское толкование этого отрывка, обратитесь к своим духовникам, мы в этом направлении не пойдем.

Теперь дальше. Можете остановиться здесь и вот этом остаться до конца медитации и закончить той молитвой, которая будет вам по сердцу, по вашим состояниям и чувствам, но обязательно помолитесь о мудрости для себя как для матери. И не для мамы и мамочки, а для матери. Почему я это подчеркиваю? Потому что «мама» и «мамочка» – это и близко, и тепло, но иногда это может быть с оттенком манипуляции, и задевание границ и собственных, и границ детей. А мать – это не манипуляция, это достоинство и взрослость. Я не говорю теперь приезжаете домой и говорите: «Так, дети, с этого момента и с этого дня говорите мне…» (смеется).

Из зала: Женщина, мать.

Сестра Павла: Да. Если долго не останетесь здесь, то переходите к третьему шагу. А третий шаг он у нас называется так: «Делайте то, что Он вам скажет». И что это значит? Если посмотреть со стороны матери: сын действуй как понимаешь и как решил.

А он тебе говорит: «Мама, а если я ошибусь? – А я с тобой попереживаю вместе, если это будет твоя ошибка». Ты должен сам понять, это так или не так. «Мама, можно мне этот стакан со стола взять? – А давай мы с тобой подумаем, для чего он тебе, что ты будешь с ним делать, можешь ли ты взять стакан со стола, дотянешься ли ты сам туда? Почти что, уже такой рост, что почти что уже дотягиваешься. Хорошо, тянись».

И помните, что всегда в таком случае важнее, чтобы у ребенка был успех и он дотянулся до стакана, чем тот стакан целым остался. Посмотрите на этот момент, как это выглядит.

«Делайте то, что Он вам скажет»

Мария помогает своему сыну косвенно. И помогает всей этой свадьбе и молодоженам косвенно. И очень скромно это всё выглядит. Она не на первом плане, и у нее действия существенные, но не яркие. Вот это мама, она присутствует, она видит, она знает, когда что нужно, и оставляет свободу. Возможно, нужно будет помочь слугам. Почему? Потому что, сморите, ну стояли каменные чаны для ритуального омовения, Иисус сказал, налейте туда воды, это нормально. И нам Иисус тоже часто говорит простые очень вещи, которые надо сделать. Правда, мы ищем каких-то чудесных решений, и тогда нам кажется, что Он говорит воды налить сюда, а мы ищем непонятно чего, но во всяком случае это понятно. Но это не сосуды для вина. Ну вот налили они туда воды,

«А теперь зачерпните и несите распорядителю пира»,

Понятно, что если бы не те слова Марии, они бы не понесли, потому что они могли лишиться жизни за такое. Слуга понес воду из чана для омовения! Конечно, может, когда они черпали, то это уже было вино, и запах, и цвет. Может быть только когда несли, мы не знаем, когда оно там поменялось. Но во всяком случае, здесь без короткой фразы, которая шла от Богородицы, оно бы просто не пошло, но на первом плане действует не она. Вот роль матери. Кстати, и роль женщины во многих ситуациях. Очень существенна, но очень тонкая. Ее почти не видно, а из-за этого вопрос поворачивает на 180 градусов. И внимание! – Это не манипуляция тихая, это не серый кардинал.

Этот шаг. Можете закончить здесь.

Можете перейти к четвертому шагу: «Какого вина не хватает в моей жизни?» И тут вопрос вот в чем? Поверить, что Бог на самом деле действует, и даже если сейчас у меня там вода или вообще пустые чаны, то Он может их наполнить, и может воду сделать вином, т.е. Он может придать смысл. Он может это сделать. И не просто смысл, который я прошу в моем понимании, а это такая разница, как между сосудом для вина, пусть там будет 10 литров, и чаном для воды, возьмем 80 литров, такая разница в действии Бога. Я прошу как я понимаю, а Он мне дает так, как Он понимает. Т.е. я прошу, имея в виду сосуд для вина, а он дает мне этого вина столько, что помещается в сосуд для воды, т.е. намного больше. Именно поверить в то, что Бог действует.

Он действует иногда знакомым образом, а иногда совсем каким-то чуждым, но тут надо бы поговорить с Девой Марией: «Ты поверила, и я хочу тоже поверить». И я буду ждать того. что сделает Бог. И посмотрите еще на этот момент. Распорядитель говорит, ну молодой, слушай, все дают сначала хорошее вино, а ты оставил… Т.е. вопрос в чем? С Иисусом все наши вопросы, ситуации, проблемы, радости имеют намного глубже и больше смысл, чем то, что мы сами можем придумать, сделать, исцелить, оздоровить, организовать. С Иисусом вино… Вино – решение проблем, ситуаций – это совсем другой вкус жизни, чем если мы только сами действуем.

И помолитесь как будет по сердцу. Это четвертый последний шаг медитации.

45 минут медитация, плюс 10 минут свободного времени. Вы себе сделайте так. Только в тишине, сейчас после введения уже не разговариваем, ни друг с другом, ни по телефону, никак. Вот сейчас заканчиваем введение, вы тихонечко или идете на 10 минут прогуляться во дворе, возвращаетесь, и в часовню. Или идете сейчас же в часовню, 45 минут медитации, потом на 10 мину на улицу проветриться, и приходите на деление.

Мои дорогие, Духа Святого вам и в счастливого пути!

Другие материалы в этой категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web