Содержание:

Реколлекции для скаутов в Гродно, Молитва Божиим Словом

Понедельник, 22 мая 2017 01:12

4-5.03.17, Молитва Божиим Словом (3-я конференция)

 

 

Сестра Павла: Сегодняшняя тема – «Молитва Божиим словом».

 

Об этом лучше не говорить, это лучше просто испытывать, поэтому, девушки, если хотите научиться, получить первый урок, а может кто-то не первый, а очередной урок молитвы Божиим словом, я приглашаю на духовные упражнения в Барановичи в августе. Эти упражнения каждый год идут, это духовные упражнения для старшей молодежи, там только девушки.

Когда говоришь о молитве, это всегда для меня это как-то немного нелепо. Конечно надо говорить об этом, но это нелепо, потому что нужно молиться чтобы научится молиться.
Давайте сначала помолимся.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Попробуйте отыскать в себе тишину так чтобы войти в слова молитвы.

Молитва

 

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем внизу.
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.

Антуан де Сент-Экзюпери

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Мои дорогие, молитва – это и есть искусство маленьких шагов. Откройте, пожалуйста, Библию, Ветхий Завет, Псалмы, это будет псалом 139, в некоторых Библиях псалом 138.

Начинается «Господи, ты испытал меня и знаешь…».

Найдите так, чтобы сделать тишину, потому что мы сделаем маленькое упражнение: вы следите за текстом, я его очень медленно читаю, а вы попробуйте заметить как эти слова отзываются у вас в сердце. Какой отклик у вас в сердце от этих слов – вам становится все уютнее, все теплее, все безопаснее, или вам становится страшновато, или вам становится слегка не по себе что Бог до такой степени все знает о нас, так может быть. Первый порыв нашей веры, первый порыв нашей набожности может говорить так: нет, ни в коем случае от того что Бог присутствуют и от того, что очень глубоко во мне находится и все раскрывает, все, в буквальном смысле слова, во мне – это ведь прекрасно. Но, если войти немножко глубже, то там можно заметить, что где-то возникают какие-то страхи – неужели и там Бог, и там, и это знает, и это видит? Это связано с тем, о чем мы говорили вчера, что мы вроде как доверяем Богу, но когда приходится Ему все отдать, на самой глубине у нас возникает опаска. Так что войдите в себя. Чтобы войти в библейский текст нужно сначала войти в себя и посмотреть хотя бы пару секунд, на размышлении это дольше времени занимает, и на вот этих духовных упражнениях, про которые я говорила, этим тоже начнем заниматься, кто приедет. Входим в себя на несколько секунд так, чтобы посмотреть в каком я состоянии сейчас, какие чувства меня переполняют сейчас и переживания. Что у меня сейчас на сердце, потому что именно на это будет ложиться все библейское слово, слово, которое произносит Бог.

Господи! Ты испытал меня и все знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь, когда встаю; Ты издали видишь все мысли мои. Иду ли я, сплю – Ты смотришь за мной, все мои пути известны Тебе. Еще слово не слетело с моего языка, – а Ты, Господи, уже знаешь его. Со всех сторон Ты окружаешь меня, Ты меня держишь рукою Своей. Твое ведение непостижимо для меня – мне не достичь его высоты!
Куда могу я уйти от Духа Твоего, от взгляда Твоего куда убегу? Если на небо взойду – Ты там; если сойду в Шеол – и там Ты. Полечу я на крыльях зари, поселюсь у последнего моря — и там рука Твоя будет вести меня, и там будет держать меня десница Твоя. Скажу: «Пусть тьма укроет меня, пусть свет вокруг станет ночью» – но и эта тьма для Тебя – не тьма: ночь светла как день, мрак – что свет.
Ты создал внутренности мои, в материнском чреве соткал меня. Я сотворен непостижимо и чудесно! Слава Тебе! Я вижу, сколь чудесны дела Твои!
Не сокрыты от Тебя были кости мои, когда в тайне творилось тело мое,
вышивалось в глуби земной. Меня, зародышем, видели очи Твои. В Твоей книге записано все: все дни, что Ты мне определил, ни один из них не забыт.
Как трудно мне понять Твои замыслы, и сколько их, о Боже!  Попробовать пересчитать – их больше, чем песчинок!
…Я пробуждаюсь – и по-прежнему с Тобой!

Здесь закончим. Это упражнение я вас попрошу продолжить дома. Каким образом? Найдите немного тишины и хотя бы минут 20 свободного времени. Еще раз очень медленно прочтите псалом, можно до конца, можно до этой строки, где мы сейчас закончили. И попробуйте глазами воображения, как говорит святой Игнатий Лойола, посмотреть на свой зародыш, который видел Бог в матке наших мам. Попробуйте посмотреть, как он, вот этот современный перевод говорит, «вышивал» меня в глубине утробы. Если вы занимаетесь каким-либо рукоделием, то сопоставьте вышивку Бога со своей, ну или вязание, или что-либо другое. Сколько иногда сил в это вкладываем и сильно хотим, чтобы это получилось красиво. Посмотрите на тонкость этого псалма, на тонкость выражения Божиих мыслей и Божьего присутствия. Очень мощно присутствует с одной стороны, а с другой стороны Он нас ничем не задевает, не затрагивает нашу свободу. Очень мощно присутствует и дает полную свободу здесь, в этих словах. И вот в таком состоянии дома пребывайте, а потом посмотрите какие чувства это в вас рождает. Если что-либо от отрицательных чувств просите Бога об исцелении. Т.е., например, рождается страх, что Бог так глубоко входит, просите об исцелении от этого страха и просите, чтобы Он дал вам полное доверие. Если рождаются положительные чувства – прославляйте Его. И таким образом эта молитва будет вашей молитвой вас целых, целостной молитвой. Там будет молиться тело, потому что когда ты заглянешь в матку собственной матери, и заглянешь туда, и посмотришь на свой зародыш, невозможно чтобы тело не молилось. Когда ты начнешь вспоминать сколько сил ты хотела вложить в какую-то работу чтобы это вышло красиво и посмотришь сколько сил вкладывает Бог чтобы тебя «вышить», увидите там сколько там любви, нежности и сколько тонкости в характере Бога. И попробуйте в этом характере, в этой тонкости Бога себя найти, насколько Он чуткий и насколько тонкий, насколько ничего в нас не нарушает, и одновременно очень хочет и ждет чтобы мы были с ним. Т.е. тело будет молиться и тело будет успокаиваться в такой молитве, и все гормоны тоже в том числе. В какой-то момент вы почувствуете, если с таким псалмом посидеть 1 раз, 10 раз, 30 раз, в какой-то момент почувствуете, что вы красиво созданы и с любовью. И даже если родители не хотели вашего существования потому что сперматозоид с яйцеклеткой встретились типа случайно, то Бог точно хотел вашего существования, в какой-то момент, когда ты входишь все глубже в этот псалом, ты очень четко это понимаешь. И тогда ты понимаешь сразу вместе с этим, что у тебя есть право быть, право занимать месте на этой земле, право быть прекрасной и право эту красоты нести в мир. И в какой-то момент поймете, что вы красивы. И поймете это Духом Святым, и тогда придет гармония и спокойствие в сердце. Вот вам молитва Божиим словом. Это если в очень сокращенной форме. Спасибо за обратную связь, вы молодцы.

А сейчас начнем сначала. Само слово «молитва» посмотрите с чем у вас ассоциируется. Само понятие, какие вызывает ассоциации. Когда я думаю «помолюсь», или когда «молитва», или когда думаю «надо бы помолиться» – какая первая ассоциация? Это мне надо Богу что-то сказать, мне надо о чем-то Его попросить. Какие самые первые ассоциации? Какая самая первая ассоциация? Что помолиться – это послушать что Он скажет? Посмотрите, как там внутри. А может помолиться – это почитать Розарий или какую другую молитву, а может сходить на службу, т.е. короче говоря посмотрите, какие ассоциации насчет молитвы. Это просьба, это прославление, это благодарение? А может у кого-то из вас молитва ассоциируется с тишиной, с пребыванием и со слушанием. Просто это первый вопрос для рефлексии о молитве.

Очередной момент по поводу молитвы – это то, чтобы попробовать себя перестроить на слушание Бога, на то, чтобы находить тишину, и на то, чтобы в первую очередь не действовать. То, о чем мы вчера говорили, что женщина, когда только действует в какой-то момент ощущает пустоту, она должна еще просто быть. И лучше всего это получается на адорации, девушки. Бог есть, и мы к этому присоединяем наше маленькое тоже «есть».

И посмотрите, сначала слушать – Бог говорит очень много раз в Библии, больше чем 200 раз в разных формах идет слово «слушай», «слушайте», и так далее. Больше 200 раз – я имею в виду Ветхий и Новый Завет. И Бог всегда сначала говорит «слушай, Израиль». Не надо бежать тебе никуда и действовать, не надо говорить ничего для начала. Для начала не надо никакой деятельностью заниматься, для начала надо приостановиться и послушать: слушай Израиль, Господь Бог единственный есть. Это книга Второзакония. Если хотите посмотреть, это Второзаконие 6-я глава, стихи не скажу чтобы вы прочитали всю главу.
Господь един есть. И первое, что нужно сделать – услышать что Он говорит. И это начало настоящей молитвы. Потому что, мои дорогие, все хорошо. Когда идешь по пути, по улице и читаешь Розарий очень хорошо. Когда ты с утра просыпаешься, один глаз уже открыт, а второй еще нет, и ты говорит «Отче наш» – очень хорошо, это все очень хорошо. Когда ты обращаешься к Богу своими словами потому что тебе очень плохо или тебе очень хорошо – это тоже хорошо. Но вот когда ты входишь в себя, в тишину, и встречаешься в своем сердце с Богом, Который там живет, это молитва тебя меняет. Вот та молитва – она немного похожа на обезболивающую таблетку, а эта молитва меняет тебя, начинает в тебе работать. Это так как Откровение «Апокалипсис» говорит, книга Апокалипсиса: бери этот свиток, эту книгу и ешь, ешь Божие слово, переваривай. Пусть оно сначала войдет в тебя, пусть оно переваривается, а потом пусть оно проникает в твою кровь, и пусть оно там кружит. Это все образы, но я вижу по вам что более-менее все понятно. И молитва в первую очередь – это служение. И даже когда нам кажется, что это и это точно надо сделать, что-то организовать, какую-то встречу, найдите время для начала на то, что послушать что по этому поводу хочет сказать Бог, сначала послушайте чтобы не было решений, принятых в суете.

Чтобы слушать нужно остановиться, перерастать суетиться и настроиться, нужен мотив для слушания. Бог говорит, а я принимаю определенную позицию внутреннюю и внешнюю тоже, и слушаю. Внешняя поэзия во время молитвы тоже очень важна чтобы наша внешняя позиция была такова, т.е. позиция тела, чтобы не мешала нам молиться, потому что когда ты встаешь на колени и ровно на под углом 90 градусов стоишь на коленях, ты можешь сосредоточиться, кто на 5, кто на 10 минут, кто на полчаса, но так, чтобы спокойно медитировать Божие слово, например, час или 45 минут, так не сможешь. Тело должно принять такую позицию, которая не мешает молитве. Но не слишком удобную. И вот можете посмотреть на Марию, которая в Вифании села у ног Иисуса и слушала Его. Т.е. первое, что нужно сделать – не суетиться, не бегать, не подавать на столы как Иисус говорит: Марфа, Марфа суетишься о многом, а нужно только одно, пришла и села.  Кстати говоря, хочу вам сказать, что здесь речь не идет о критике Марфы в этом отрывке, это так кстати. И слушаем. А Бог говорит.

И теперь, есть ли во мне желание Его слушать? Или у меня есть столько Ему сказать, что я буду говорить-говорить, выговорилась. Иногда мы так делаем на молитве, выговорилась, женщина, когда выговорится, ей что? Ей легче, и кажется так хорошо помолилась. Но это не духовный уровень, это чисто психический уровень. Выговорилась, стало легче и кажется, ну вот сегодня я помолилась хорошо, с чувством хорошо исполненного долга перехожу к своим обычным обязанностям. Ну а долг выполнен мягко говоря «так». Так что так.

Есть ли желание слушать или у меня желание говорить? Есть ли у меня желание посвятить этому слушанию время и тишину? Это надо найти, не так просто в большом городе найти тишину. Хотя я вам скажу так. Саму тишину найти может не так сложно, а вот найти желание ее найти – это может быть сложновато. Лучше бегать и суетиться, потому что в тишине обычно бывает так, что доходит до нас правда, которая чаще всего нас разоблачает. Это мягко выражаясь «не симпатично». И потом, когда уже есть тишина, есть желание слушать, начинаем слушать Божие слово, не спеша читаем отрывок. Можно взять отрывок, который на данный день для литургических чтений, можно взять какой-либо отрывок. Для начала, когда начинаешь только молитву Божии словом, лучше брать Новый Завет, Евангелие от Луки больше всего предлагаю для начала. Берешь и слушаешь что говорит Бог.

Но! я предлагаю такое маленькое упражнение, если будете молиться Божиим словом. Берете в руки закрытую Библии и, держа ее в руках, говорите: «Господи или Дух Святой, открой мое сердце до того, как я открою книгу. И поскольку разные жесты и символы для нас очень важны, Библию перед открытием можете поцеловать, это знак готовности принять что-либо что там откроется.

И открываете: ищите отрывок, который на данный день для чтения евангелия на службе предназначена или берете евангелие от Луки и начинаете просто с самого начала по маленькому отрывочку. Читаем медленно, лучше всего чтобы молитва Божиим словом получилась действительно во внутреннем сосредоточении, прочитать отрывок раньше, можно вечером, можно на день раньше, просто его прочитать, чтобы познакомиться с содержанием. А на следующий день, когда уже приступаешь к такой молитве, просто читаешь этот отрывок уже медленно, не спеша, учитывая, мои дорогие, дыхание. Это для того, чтобы сосредоточится все в нас – наш разум, и чувства, и тело, чтобы весь человек участвует в молитве, и читаем.

И что можно сделать. Представляем то, что читаем, только не выдумываем ничего, а представляем то, что читаем. Например, читаешь о какое-то ситуации, какая-то сцена из жизни Иисуса, как представляешь это место себе, т.е. включаешь воображение в молитву. Чтобы твое воображение не представляло чтó тебе готовить через час, что в кастрюлю положить, или куда-то надо идти что-то сдавать, или что на работе, т.е. сосредотачиваем себя. И представляем ситуацию, представляем место, представляем Иисуса, представляем Его учеников и людей, которые участвуют в данной сцене. Просто представляем, мы их видим, мы их слышим, они что-то делают, что-то говорят, мы за этим наблюдаем. Т.е. мы как бы входим в происходящее как еще один персонаж. Вот пришло на Рождество к Иисусу, скажем так, символически десять пастухов, а я еще одиннадцатая. Вот так. И пришла туда, и стою, и смотрю. Ничего не делаю пока, ничего не говорю, просто стою, смотрю и слушаю.

Что делаем дальше? Мы сосредоточились, мы слушаем и в этот момент, мои дорогие, когда внутри есть уже тишина, начинают возникать определенные эмоции. Есть у вас такой опыт?

Из зала: У меня есть опыт закрытых реколлекций в Барановичах, там утренние молитвы были, там тоже так было что входишь и потом у меня реально была одна такая молитва, у меня появлялись образы.

Сестра Павла: Спасибо. Начинаешь что-то переживать. Появляется может быть образ, может быть готовая мысль, а может быть, знаете, иногда бывает так, что ничего не происходит с тобой на такой молитве, только у тебя начинает болеть голова. Потихонечку маленькими шажочками Бог начинает стучаться в наше сердце, и что происходит потом дальше? Вдруг ни с того ни с сего, например, вспоминаешь какое-то событие из твоей жизни. Или вдруг какой-то человек вспоминается, ты сосредоточена, ты во внутренней тишине, ты вошла в эту молитву, и вдруг вырастает что-то. Или, например, вдруг ты вспоминаешь как злилась на кого-то страшно. Или с детства вспоминается как я эту Аньку терпеть не могла потому что у нее был мячик, которого у меня не было. Т.е. понимаете, Слово Божие ведет нас в историю жизни нашей, и что-то в такой тишине всплывает из глубин, где оно все было там забыто, и поднимается. Очень интересно обратить внимание потом на сны, которые у нас будут. Потому что может быть так что на молитве что-то поднялось, как я говорю, и ты не совсем понимаешь, а потом тебе снится как ты хочешь Аньку убить (смеется). И потом ты на утро просыпаешься и говоришь: «Господи, спасибо Тебе, я поняла, вот там и там у меня в душе еще настоящего прощения нет». И ты идешь на адорацию с этим. Молитва Божиим словом – это определенный стиль жизни. Ты идешь на адорацию с этим, и ты просишь исцеления, просишь дар настоящего прощения и просишь Бога за Аньку, которой может лет 20 не видела, не слышала ничего про нее.
Одна молитва, один акт молитвенный он может неделю длиться. А может длиться несколько месяцев. Так работает в нас Божие слово. Мы его, опять же, если языком Апокалипсиса говорить, мы его вкушаем, жуем зубами, глотаем, переваривается оно и потом переходит в нашу кровь. И вот когда начинает кружить у нас в венах, вот тогда начинает нас менять. Т.е. Божие слово обращает наше внимание на что-то, что было забытое, а что нуждается в исцелении. Иногда Божие слово может обратить наше внимание на какой-то дар, который мы получили и за него не благодарили, потому что нам казалось, что что-то естественно – ну я такая, это мое умение, мои способности, это мой характер, я такая. А во время такой молитвы Бог тебе четко укажет что Он хочет услышать от тебя благодарение. Так может быть.

Может быть Бог тебе скажет, например, так: «Я хочу чтобы ты меня прославляла». А как это будет выглядеть? Это чаще всего выглядит так: обычно мы на молитве думаем о своих проблемах и как нам их решить. И вот так входишь в библейскую сцену, загружаешься, начинаешь думать, там Иисус говорит так, а как бы мне сказать, а как в моей жизни.

И так несколько молитв, а в какой-то момент тебе приходит на молитве мысль другая. Не про себя вообще, только думаешь: вот Иисус, а что Он переживал в этот момент? Уже не думаешь про себя, только думаешь про Него, а что Он, какие у Него чувства? Это призыв к тому, что Бог хочет, чтобы ты с Ним посидела, может быть его по-человечески пожалела. Где-то может это звучать несерьезно, но на самом деле Бог Хочет общаться с нами, Он говорит с нами лично. И в какой-то момент ты смотришь на него и видишь, что в такой ситуации я бы давно сбежала, непонятно что думала, и т.д. а Он нормально все несет, выдерживает и хорошо Ему. Или, если Ему плохо, то Он все равно все продолжает делать так как задумали они вместе с Богом-Отцом и Духом Святым. И это все Он продолжает.

И тут вдруг у тебя вырывается прославление. Это все идет из наших глубин. Если просто у меня классные эмоции я хочу сейчас спеть песенку на прославление – это тоже хорошо и пусть так будет. Но когда из глубины, из самого дна твоего «я» поднимается осознание, прославление Бога – этот момент, который тебя меняет. Я думаю, что у вас есть такой опыт, что сколько раз были в паломничествах, реколлекциях, посидели у костра попели, казалось Бог рядом, все уже хорошо, а на следующее утро опять все плохо, ничего не поменялось. Эмоции ушли, сталось я (смеется). А молитва именно Божиим словом таким образом она потихонечку меняет нас так, что были эмоции или нет, на завтра тебе может быть хорошо, а может быть плоховато на поверхности, но и в глубине все хорошо как океан. На поверхности ураган, а в глубине океана тишина и спокойствие. Т.о. меняет нас Божие слово.
И когда поднимется какая-то жизненная ситуация всегда у Духа Святого, у Иисуса, у Бога-Отца, у Девы Марии, с кем вам ближе по сердцу, по духу поговорить, спросите почему, откуда это взялось, откуда это поднялось. Только внимание! Не задавайтесь этим вопросом чтобы найти ответ, потому что когда глубоко в себе и в тишине Бог сам тебе даст ответ. Но вопрос задай: почему это так, откуда эти прореживания? И где-то придет успокоение, где-то придет понимание, где-то вполне возможно, знаете, придет разоблачение. Молитва может быть очень приятной, а может быть очень неприятной. Знаете, есть такой анекдот, когда равнин ехал с католическим священником в поезде. И вот священник говорит раввину: я вечером как почитаю Библию так хорошо потом сплю, а раввин ему говорит, а я вечером никогда не читаю, потому что когда вечером почитаю Библию, я вообще спать не могу. Так что молитва может нас успокаивать, а может вообще не приносить нам никакого покоя. Как пророк Иеремия говорит «слово твое как огонь в моем сердце». А Иисус как говорит? «Я пришел принести меч». А святой апостол Павел как говорит? Неизвестно апостол ли Павел это говорит в Послании к евреям. Послание к евреям все же скорее всего не апостол Павел писал, хотя мы привыкли к его авторству, но скорее всего не он.

Ведь Слово Бога живет и действует. Оно острей любого обоюдоострого меча и проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей – Слово Бога судит желания и помыслы сердец.

Евреям 4:12

Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, все предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, Кому мы должны дать отчет. И можете себе сделать такого рода упражнение когда-то дома, два упражнения еще хочу вам предложить. Первое такое: ложитесь на пол в своей комнате лучше всего, во всяком случае не очень большом помещении. И представьте себе, что все помещение занимает Бог, и Он потихоньку приближается ко мне, и посмотрите на свои чувства. Я однажды в лагере с детьми это упражнение делала, там был большой зал, их было много, они ложились везде. И говорю представляете себе, что Бог подходит к вам, приближается, сверху спускается к вам, представьте себе это. Несколько детей автоматом сели и сказали: нет, страшно. На самом деле бывает так, что нам кажется. что мы потеряем с Богом инстинкт самосохранения, но Он говорит как? Кто потерт свою жизнь, тот обретет ее. Попробуйте просто для того, чтобы посмотреть на свои чувства. А для чего смотреть на свои чувства? Чтобы понимать насколько мы близко или далеко от Него вот это нам нужно.
Из зала: А с закрытыми или открытыми глазами это делать?

Сестра Павла: Как хотите, но лучше с закрытыми. И еще одно упражнение хочу вам предложить. Помните Антуана Экзюпери, вы читали «Маленького принца»? Кто не читал, почитайте. Там есть такой момент, когда его представление мира рухнуло. Почему, когда это случилось?

Из зала: С розами что-то связано.

Сестра Павла: Да-да, с розами, вспоминайте, почему рухнуло все? Все, домик из карт развалился. Он попадает на землю со своей планеты и попадает в сад роз, а у себя на своей планете что у него было? Одна-единственная роза, это не конец, которая что ему говорила? Что она самая единственная и самая красивая. И он попадает в сад прекраснейших роз, они все единственные и все красивые. Маленький принц в отчаянии. Он выходит оттуда, и встречает помните кого? Лиса. И Лис ему говорит приручи меня, т.е. он в состоянии полного разлада внутреннего, а Лис говорит приручи меня. Психологи что бы сказали? Вы не в состоянии, вы не можете сейчас заниматься, а Маленький принц от этой безысходности спрашивает, как это делается? Лис ему что говорит, посмотрите: будешь приходить в одно и то же время и становиться далеко, и не будешь говорить ничего, и будем смотреть друг на друга издалека, но каждый раз расстояние будем уменьшать. Вот, приручи.

И смотрите, попробуйте сделать такое упражнение с Иисусом Христом. Вы сидите в помещении, может то быть костел, может это быть класс, где, например, идут занятия по религии. Сидите, представьте ситуацию, что заходит Иисус, и по своим ощущениям поместите Его на такое расстояние, которое вам в данный момент удобное. Т.е. я сижу здесь, Он заходит через дверь, я смотрю на Него, на себя и думаю: «Господи, Ты останься там, у двери сегодня». Это мое, допустим, состояние на сегодня. У кого-то другого сегодня будет состояние: «Подойти близко-близко и сядь рядом». Кто-то скажет: «Ну, чуть-чуть подойди, но немного только». Посмотрите, на каком расстоянии хотите быть с Богом. Может кому-то захочется рядом сесть и голову на плечо положить это очень уж по-женски (смеется). Может быть так. Просто посмотрите, какое расстояние на сегодняшний день вы хотите сохранить между собой и Иисусом. Такое упражнение можно часто повторять, и будем приходить в одно и тоже время и расстояние уменьшать.

А может быть увеличить, с человеком бывает по-разному. Иисус открывает дверь, а говоришь: «Нет, Господи, закрой с той стороны», так тоже бывает.

Роман Брандштеттер написал много интересных притчей, между прочим написал такую притчу:

«Человек, который был родиной Бога, приговорил своего Бога к изгнанию. Бог, грустно опустив голову, ушел, но всегда тосковал о человеке, который был его родиной».

Т.е. вот эти все упражнения – это для того, чтобы посмотреть как у меня с доверием к Богу, как с расстоянием, я Ему верю / не верю. Кстати говоря, как у меня с образом Бога – у меня образ Бога по Его слову истины или у меня фальшивый образ Бога? Я все же боюсь, что Он меня покарает или накричит. Или может быть уже не боюсь, но что любит просто так – не совсем верю. Вот эти упражнения для того, чтобы это все понять.

И эти упражнения тоже, девушки, для того, чтобы Бог был здесь сегодня лично в моей повседневности рядом со мной, и чтобы не было так, что Бог существует только на адорации где-нибудь в костеле, а где-то там происходит моя жизнь, это два пути, которые в принципе параллельные. Они может недалеко друг от друга, на никогда не пересекаются потому что они параллельные. К этому нас ведет молитва Божиим словом.

Хочу вам предложить прочитать книгу, мне кажется Гродно издало эту книгу. Отец Вонс написал ее, «Как жить Божьим словом в повседневной жизни», может кто-то из вас ее читал, тоненькая книжечка. Несколько духовных упражнений будет как домашнее задание и три книжки для прочтения. Читайте книжки, а еще хочу сказать вам так. Если вы встречаетесь со своими друзьями тоже предлагайте им эти книжки. С ребятами и чтением сложнее, но книжка тоненькая, можно ее одолеть, предлагайте.

На сегодняшний день еще, если говорить о молитве слушания. Потому что молитва Божиим словом – это молитва слушания, вроде как внешне ничего не решается на такой молитве, а внутри все на самом деле все решается. Я ничего не делаю, а Дух Святой там делает. Я только прихожу, сажусь и слушаю как Мария в Вифании. Иисус очень любил приходить в тот дом. Села и слушает, села у ног Иисуса. Смирение, слушание и позиция ученика. Ну потому что если мы умнее всех, то что мы можем еще изучить, мы уже сами все знаем и зачем кого-либо слушать. Ну конечно Иисус из вежливости послушает, Бог как-никак (смеется). Позиция ученика – это позиция христианина, позиция того, кто слушает, и вот это молитва слушания, молитва Божиим словом. И молитва всяких разных переживаний, молитва воображения, молитва нашего тела. Это молитва, которая охватывает целого человека. Поэтому я хочу вам сказать, что я вам очень признательна, не просто благодарна, а я признательна за предложение именно такой темы, это тоже говорит о том, что вы не ветреные создания. Это очень приятно.

По этому поводу все, я бы так с многоточием хотела бы вас оставить. Если у вас есть вопросы по сегодняшнему нашему дню или по вчерашнему, то я думаю, можно заняться вопросами. Или, если нет, то можно поделиться на группе на минут 20, чтобы поделиться своим опытом молитвы Божиим словом. У кого он есть, у кого нет, кто хотел бы попробовать, кто ничего не понял из этой конференции как за это все браться. Кто что понял – как вы хотите? Кто хочет время на вопросы, кто хочет в группах поработать? Давайте попробуем совместить 20 минут сейчас на вопросы, а потом еще 20 минут на группы, и потом чтобы у нас было еще минут 15 подвести итоги, так, чтобы полдвенадцатого быть в костеле. Давайте вопросы.

Вопрос: Вы говорили про стадии и про мать, которая забывает о себе и направляется к другому. Вот у меня такая мысль, может я не права, когда этот вопрос: красивая ли я? Тут все девушки присутствуют, женщины, даже когда она постарше, лет 60, 70 она остается женщиной. Когда мать, у нее много детей, то дети хотят видеть ее красоту тоже, чтобы она за собой смотрела и не ставила детей на первое место.

Сестра Павла: Я со вчерашнего дня думала, когда же они зададут этот вопрос. Если вы слушали то, о чем говорилось вчера и сегодня, и если вы, слушая, делали своими головами выводы, то вот этот вопрос в обязательном порядок должен был возникнуть точно также, как вчерашний вопрос с гормонами и Духом Святым. Молодцы. Это говорит, девчонки… Я это вам не просто комплименты говорю, я хочу вам передать, что я очень признательна за то, что творится в вашем сознании, и я очень рада отвечать таким людям. Это не значит, что вы уже «вааааау», но вы умнички. Я ждала этого вопроса, он должен был возникнуть, я вчера вам сказала, что про женственность не закончила конференцию, и это у меня было, но я подумала: я хочу посмотреть динамику группы, это очень важно. Однажды моя сестра родная говорит племяннице, которой тогда было лет шесть: «Убери комнату», это на вопрос уже. Шесть лет ей а комната у нее большая.

Она убирает-убирает, пошла на кухню перекусила, пошла включила музыку, послушала, посидела, ну шесть лет ребенку. Сестра второй раз говорит «убирай», третий, четвертый. Вечером сестра приходит к ней и говорит: «Юля, я так старюсь, чтобы у тебя все было, я так хочу, чтобы дома тоже было чисто, я все делаю ради тебя, а ты даже комнату не можешь убрать». Знаем эти речи, да. Юля, совершенно спокойно посмотрев на свою маму, говорит: «Мама, я ты займись собой и не будешь так напрягаться».

Моя сестра говорит: «Слушай, это был урок на всю оставшуюся жизнь. Вот ребенок мне сказал как мне жить. Первая часть ответа.

Вторая часть ответа. Отчасти я вчера вам ответила на этот вопрос, говоря о том, что у женщины должно быть обязательно время, когда она спокойно сможет посмотреть на то, что с ней в и ней творится. Т.е. не все время настроена вовне, не все время на деятельность. Должно быть равновесие между деятельностью и рефлексией, тем, что я делаю вовне, моя работа, деятельность и т.д., государственная работа или при костеле, сейчас я имею в виду все вместе. И тоже должно быть время на рефлексию, когда я остаюсь с Богом и сама с собой и смотрю где я, кто я. Я уже такая рабочая лошадь, или я все же еще женщина? И когда есть время на то, чтобы заняться собой, на то, чтобы заняться собственной красотой души и тела тоже… Кстати про это я хотела с вами слегка про внешнюю красоту поговорить, но не будет уже времени особо, это важно. Обратите внимание иногда на то, как вы выглядите. Внимание, это не камень в ваш огород. Понимаете, в чем дело, вопрос не в том, чтобы стоять перед зеркалом полдня и все прыщики и изъяны исправлять, вообще не в этом дело. Дело в том, чтобы посмотреть гармонично ли я выгляжу? Потому что красоту мы несем через поступки, через слова, через то, что излучает изнутри, но тоже через внешность. Когда ты приходишь в сад, где лежат листья, сухие ветки и еле-еле растущие туи, тебе как? А когда ты приходишь в садик, где все ухожено, холмики, цветочки, душа отдыхает, вот эта внешняя красота нам тоже нужна, но это отдельная тема. Время для себя обязательно должно быть, и время для собственного роста. Если мы не будем заниматься собой, мы не сможем наполнять себя, расти, созревать, взрослеть, мы не сможем ничего дать тем, кто рядом с нами, потому что человек столько дает, сколько есть у него самого. Поэтому это равновесие, когда мы занимаемся другими и собой, оно должно быть.

Когда я говорю «заниматься другими, забывая о себе», это значит, не перекладывая на них свои проблемы, например, не самоутверждаясь за счет девочек в ваших группах, то, о чем мы вчера говорили. Приходит девочка с проблемой, а я рассказываю как я с этим уже справилась, а она подавленная от меня и уходит. Почему? Потому что я не про ее проблему говорила, а про свою. Это значит забывать о себе. А забывать о себе в таком плане как иногда.... Вернемся к моей с сестре с того случая. «Я ради тебя все, я ради семьи все, я все бросила ради семьи, я перестала учиться, я карьеру не сделала», и потом ты всю жизнь получаешь этой несделанной карьерой, этой профессией, до которая мама твоя не дошла, и так далее, все время ты этим получаешь по голове все свои 30 лет, пока из дому не выйдешь. Конечно это не туда дорога, это не любовь к ближнему. Решение, если я решаюсь ради семейной жизни что-то оставить, то это должно быть свободное решение, а не вынужденность. Поэтому, например, когда возникает вопрос «случайной» беременности, что делать, аборт? «А я верующая, аборт делать не буду, но уж рожу тебя» И вот ты такая рожденная всю жизнь ходишь. Некоторые мамы говорят напрямую, а некоторые поинтеллигентней, и пока ты еще разберешься с этим, в чем вообще там дело и имею ли я вообще право на существование, или я вечно теперь буду ей напоминать, что она хотела стать нейрохирургом, а осталась медсестрой из-за меня. Поэтому, да, здоровое, трезвое решение: если я хочу пойти на жертву, на то, чтобы себя оставить и от себя что-то пожертвовать, это должно быть реальное здоровое решение, и жертва тоже должна присутствовать в нашей жизни, потому что без жертвы мы тоже не будем расти. Но если мы такие вечные жертвы…. Жертва – это что? Это одноразовый акт – сегодня, завтра, послезавтра, а если мы вот такие жертвы 24 часа в сутки, в психологии это называется виктимизация. «Я ничего не могу поделать, такова жизнь, такие люди вокруг, от меня ничего не зависит», «ну забеременела, надо было замуж выходить, ну вышла замуж, потом оказывается не тот человек, но уже двое детей, уже как-то надо тянуть…», т.е. понимаете, никакого смысла жизни, о каким счастье там говорить. Если нет смысла. Нет счастья. Счастье – это и есть чувство смысла жизни. Спасибо за вопрос.

Вопрос: То, как мы ведем себя, во многом зависит от того, на какой мы сейчас стадии цикла, и это многое объясняет. Вопрос такой. Может это будет для нас уловкой потом для самооправдания. Я понимаю, любому нашему поведению всегда есть причины, но если мы будем все время уловкой этой пользоваться и списывать на не то состояние, мы можем остановится и перестать работать над собой.

Сестра Павла: Это та же виктимизация, о которой я только что говорила. Когда мы складываем на что-то что во оно виновато во всем и теперь у меня безвыходное положения, я тут ничего не могу поделать – это всегда самообман. Потому что женщина, которая контролирует себя, свои эмоции, женщина может научится это делать, она будет расти, будет развиваться и очень далеко не все от гормонов будет зависеть. Это вопрос роста и созревания. Спасибо за вопрос. Начиная разбираться с собой, начать с телесного уровня, посмотреть сначала что там. И только так, чтобы понимать себя на всех уровнях – на телесном, психическом и духовном. Но если у нас получается так, что мы не совершаем, это называется в духовной жизни трансценденция личности, когда человек перешагивает какие-то свои телесные уровни. На телесном – перешагиваешь свои гормоны, на психическом – свои потребности чтобы выйти на уровень ценностей.

Переход вот этот совершаешь. Вот тогда идет созревание личности, и тогда ты целостная и красивая. Но я хотела сказать только о том, чтобы не пропускать телесного уровня. Потому что это тоже нас вводит в самообман. Когда мне кажется что все здорово, классно, я так помолилась, такая сосредоточенная, то тоже может стоит задать себе вопрос что может я не настолько близка к Богу, может просто у меня чисто на гормональном уровне спокойствие сейчас и поэтому мне хорошо. Я все к тому, чтобы не было самообмана. А если мы занимаем позицию, что мы на сто-то все скидываем, то ли на гормоны, то ли на государство, то ли на погоду, то ли на друзей, на что-либо – это ребячество, и тогда о формировании полноценной личности не может быть и речи.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web