Содержание:

Реколлекции: Вера есть путь к благодати: Первое введение

Понедельник, 04 ноября 2019 01:08

Первое введение, 25-27.10.19

 

 

О. Андрей Буко OFMConv: Помолимся.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Всевышний славный Боже, освяти тьму сердца моего и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, чтобы исполнил я Твою святую и истинную волю. Через Христа, Господа нашего, аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

О. Андрей Буко OFMConv: Когда нужно было озвучить тему этих реколлекций, хотя вы записались в большинстве своем еще до того, как она была озвучена, то есть в принципе вам было все равно, я так понимаю, на какую тему идти. Но тем не менее, я просто несколько человек спросил, какие могли бы быть ожидания, простите, у меня не было возможности устроить опрос всем. Те, кто мне ответил, можно было найти общий знаменатель. Потому что спрашивали: как я могу строить свою веру, как я могу строить свои отношения со Христом, где мне найти силы чтобы найти в повседневной жизни, чтобы переживать свою веру, принимать решения и так далее. В общем, сочиняя название, я натолкнулся на слова апостола Павла из Послания к Римлянам, где он говорит о вере, которая приводит нас к благодати. Поэтому тема сформулировалась именно так – «Вера есть путь к благодати».

Сегодня начнем говорить о нашей вере. Что такое вера? Стоит обратиться к тому, как Церковь в своем учении определяет веру, что говорит об этом богословие, потому что вера называется богословской добродетелью.

Самое первое определение, которое дается вере: вера – это одна из сверхъестественных добродетелей. Меня очень впечатлило слово «сверхъестественная», потому что, знаете, есть три так называемых богословских добродетели – вера, надежда, любовь, сверхъестественные добродетели. Но мне кажется, что мы не часто их воспринимаем как сверхъестественные, потому что очень часто, например, к любви мы относимся как к очень естественной добродетели. И прямо требуем от себя, и от других – как же так, надо любить, ты должен меня любить, я должен любить. Забываем, что она не такая уж естественная добродетель, она сверхъестественная добродетель. И как любая сверхъестественная добродетель она – дар. Вера, как определяет богословие – это сверхъестественная добродетель, это дар Божий. Добродетель, определяющая наше отношение к Богу и лежащая в основе нашей религиозной жизни. Добродетель, которая определяет наше отношение, вот еще одно слово, очень важное, у нас должны быть отношения с Богом и определяющие мою религиозную жизнь. Это, конечно, сложный богословский вопрос, мы не будем на него отвечать. Так вера все-таки зависит от меня, и если она дар, то она вообще от меня не зависит, я могу ее только получить или я должен как-то ее в себе вырабатывать? Здесь сконцентрируемся немножко на другом – просто на моем переживании веры сегодня. Помимо того, что вера – это дар, вера – это путь к Богу, поэтому мы тоже будем говорить об этом. Как звучит наша тема – «Вера есть путь к благодати». Вера – это путь, который каждый из нас должен пройти и где-то там найти понятия «Бог» и «благодать» в конце этого пути, они должны как-то у нас сойтись.

Что еще говорит богословие, что поскольку это путь познания Бога, путь к Богу, путь познания Его, и поскольку это сверхъестественная добродетель, это познание Бога я не могу совершить своими силами, мне необходимо Откровение. Откровение, которое я получаю, которое приходит к нам различными способами, либо в каких-то наших жизненных ситуациях, либо в определенном моменте обращения, которое я пережил. Но в любом случае я принимаю это Откровение, почему? Потому что доверяю Богу, Он не может Сам заблуждаться и не может кого-то вводить в заблуждение.

Здесь мы сталкиваемся с тем, что необходимо доверие. Когда я карточку для детей о вере давал, там очень интересно разбирается этимология однокоренных слов и слово «вера». Есть «доверие», «уверенность», «верность» – слова, которые происходят от слова «вера». Доверие – это то, что «до веры», поэтому вера моя рождается из доверия, доверия к Тому, о Ком я знаю, что Он не может заблуждаться и не может меня вводить в заблуждение. Поэтому то откровение, которое Он мне дает, с которым Он ко мне приходит, ему можно доверять, оно подлинное, истинное. Такое доверие было у Авраама. То откровение, с которым к нему пришел Бог, когда сказал ему: «Выйди из дома твоего отца и пойди туда, куда Я тебе укажу». Просто доверился этому откровению, он ему поверил. И совершал это на протяжении всей своей жизни.

Здесь этот момент очень важный, потому что ему было сказано, что у него будет многочисленное потомство, что он обретет эту Землю Обетованную, но на протяжении всей своей жизни, как говорит Послание к Римлянам, он не получил ни того, ни другого. И тут, конечно, у нас рождается вопрос – что это за рекламная акция, такой обман, мы так доверяли, но в итоге так ничего не получили. Но Авраама мы называем отцом веры именно потому что он до конца Богу доверял. Именно поэтому даже пошел приносить в своего сына в жертву, хотя именно в этом сыне ему было дано обещание. Я здесь не вхожу в психологические или чувственные эмоциональные переживания, которые при этом происходили у Авраама, у Исаака, потому что там на самом деле все сложно. И мне самому последнее время, размышляя над этим отрывком, сложно, там не все так однозначно. Как говорит один автор, они после этого события вообще не общались с сыном, как и со своей женой. Но Авраам до самого конца все-таки доверял Богу. Именно поэтому Бог вменил ему это в праведность и реализовал все так, как хотел, как это было необходимо.

В Ветхом Завете это понятие «вера» звучит на еврейском как «амен», произношение в зависимости от самой формы слова может варьироваться, но это то слово, которое мы сейчас произносим во время каждой молитвы – «аминь». Мы знаем перевод этого слова – это «истина», или «так». Это ветхозаветное слово, которое всегда употреблялось в значении «верить». Его еще можно перевести как «прочность», «надежность», «непоколебимость» в том, что безусловного доверия достоин только Бог, только Он один обладает абсолютной надежностью.

Есть у пророка Исайи такой фрагмент в 7-й главе, 9-м стихе. Напомню саму ситуацию. Когда соседние государства нападают на иудейское государство во время правления царя Ахаза, Сирия и Ефрем создали союз, чтобы напасть на Иудею. Ахаз, конечно же, боится, переживает в этой ситуации, но вот пророк приходит к нему со словами утешения. Это хорошо вам известный отрывок, потому что в результате этого утешения Исайя дает пророчество о Деве, которая зачнет во чреве и родит Сына – то, что мы читаем во время Адвента и на Рождество. Но там прежде чем Исайя сказал Ахазу просить у Бога знака, знамения чтобы удостовериться, он произносит в 9-м стихе такие слова:

Глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

Очень загадочные слова такие. Если вы не верите, то потому что вы не удостоверены. В оригинале (читает слова на языке оригинала), там игра слов. В современном русском переводе их перевели таким образом: «Если вера ваша не тверда, не твердо стоите вы». Есть еще такой перевод: «Если вы не верите, то вы не устоите». То есть вера – это то, что помогает нам устоять, выдержать, как я сказал, значение этого слова «непоколебимость», «прочность», «надежность». Если ее в нас недостает, то начинают наши ноги подкашиваться.

На эту медитацию вам не дается никакого отрывка. Я вам дам сейчас вопросы, на которые вам надо будет ответить.

Начинаете с крестного знамения, призовите Святого Духа. Постарайтесь вспомнить свой путь к Богу: мой путь к Богу и к вере. У кого-то это может, как я уже сказал, какой-то конкретный яркий момент обращения, у кого-то это может быть череда каких-то жизненных ситуаций, которые одна за другой меня вели к чему-то более серьезному и глубокому. Ответьте себе также на вопрос:

  • Как менялось мое восприятие и мое понимание веры, моей веры, в течение моей жизни? В течение всей жизни.
  • Может это был какой-то момент обращения, но тем не менее после него тоже какие-то преобразования были. Как менялось понимание веры в течение жизни?
  • Что на сегодняшний день значит для меня верить? Только без всяких философий.
  • Постарайтесь вспомнить свою первую встречу с Богом, как бы вы ее описали, и насколько она была незаслуженной? Обратите внимание, какое там было состояние, ваше состояние тогда.

Итак, постарайтесь вспомнить свой путь веры, или к встрече с Богом, может быть и после нее, если она претерпевала какие-то преобразования. Может этих встреч с Богом у вас было несколько, каких-то значимых, и та вера, которая была в самом начале, и та, которая в конце, они отличаются друг от друга.

Насколько этот дар встречи с Богом был незаслуженным? Какое у меня тогда было состояние?

И, вспоминая все это, свой путь веры, поблагодарите в конце Бога за дар веры. За дар дороги к ней, этого пути, порой очень сложного. А также за конкретных людей, которые были как ориентиры на этом пути к вере.

Закончите эту медитацию этим благодарением. Вам на нее 35 минут.

Организационное

Духа вам Святого! Отправляйтесь на медитацию.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web