Версия для печати

Полнота человеческой жизни

Среда, 16 октября 2013 16:40

I, 05.10.2003

Видеосъемка Натальи Гилёвой

 

 

Сестра Павла: Тема: «Полнота человеческой жизни». Если вы помните, в прошлом учебном году, в мае, по-моему, последняя встреча была, я вам говорила что осенью, если даст Бог, мы встретимся, то я вам расскажу рецепт на всю жизнь. Очень смешно на самом деле звучит, ну вы представьте себе, что я наверно на это пойду, как бы это смешно не звучало. Попробуем что-то тут рассказать.

значит, в чем дело. Как обычно есть несколько пунктиков, несколько таких точек, и если вы, уважаемые слушатели, сможете это реализовать, действительно будете счастливыми людьми. Ладно, хорошо, шутки шутками, но на самом деле пунктиков пять и если их реализовать, то действительно можно стать счастливым человеком. Пунктики страшно сложные. Короче говоря, что сделать, чтобы до этой полноты дойти?

Первый пункт – это принять себя, об этом мы уже столько раз говорили, и сегодня еще немножечко поговорим. Я думаю, что есть такие вещи, такие точечки, о которых я вам еще не упоминала, во всяком случае, мне так кажется.

Принять себя. Первая мысль, которую хотелось бы вам, скажем так, подкинуть для размышления – вот какая – принимаю ли я себя как человека, которого люблю? В каком плане? Чтобы вам было легче об этом думать, вот что сделайте, вспомните человека, которого любите. Человек, который вам нравится, которого любите и посмотрите, как вы думаете об этом человеке, и потом задайте себе вопрос: могу ли я думать таким же образом о себе? Допустим, начиная с внешних вещей, нравится мне походка, нравится внешний вид, нравится способ общения, манера общения? Близкий, любимый человек. И потом сделайте параллель с собой – а к себе я могу так отнестись, или все-таки нет, это так не получится? Это первый момент.

Второй момент, принять себя – это, между прочим, значит принять своих родителей, принять собственные корни, принять вот это гнездо, из которого я вылетела. Кто-то улетел, а кто-то вылетел, по-всякому получается. Принять вот это гнездо.

И, знаете, когда были реколлекции в этих же Барановичах, я часто их упоминаю, просто много чего происходит, реколлекции для студентов. В августе целую неделю мы там сидели, и вот этих пять пунктиков, которые хочу вам рассказать, мы там на один пунктик давали целый день. Размышления, всякие дискуссии и так далее, было очень интересно. И на первой встрече при теме «Принять себя» я им говорю так. Даже если ваша мама была проституткой, даже если ваш отец был самым законченным пьяницей, даже если это были люди действительно из полей общества, даже если это люди, на которых вы не можете смотреть, то они дали вам жизнь и эта жизнь у вас уже есть, и она уже есть у вас как дар, сама жизнь. Так что давайте оставим в покое этих наших родителей. Осуждение, проблемы, постоянные какие-то упреки – оставим просто в покое наших родителей и займемся нашей собственной жизнью. Даже если мама хотела сделать аборт а не сделала только потому, что не хватило денег в последнюю минуту… В общем я им несколько привело примеров самих таких крайних, для некоторых это был шок, почему? Потому что у некоторых, даже если где-то на подсознательном уровне какие-то страшные мысли появлялись, они никогда не допускали их на уровень сознания. И тут я говорю, вы просто сейчас об этом спокойно подумайте и попробуйте эту истину о собственных корнях отложить на сторону и посмотреть только на собственную жизнь. А моя жизнь, где она находится? Только на собственную жизнь, как бы абстрагируясь от собственных корней.

И если даже мы можем сказать, ну, если у меня такое прошлое, если у меня такое гнездо, такая колыбель, то как можно жить, как можно развиваться, и так далее? Как потом пойти в жизнь, если меня не хотели, если меня не любили родители, если меня прямо ненавидели? Сегодня утром я разговаривала с девушкой, которая говорит, я случайно узнала, родители поссорились между собой и там выкрикивали друг другу, вот «чего мы её родили», «это ты», «нет ты». Родители поссорились, она была в другой комнате, и что она узнает. В общем, решили иметь ребенка, что раз уж они поженились, то положено, чтобы в семье был ребенок хоть один, ну и решились. Теперь действительно проблемы, «дома всё не твое, ты ничего не трогай», взрослая девушка двадцать три года, «ты ничего не трогай, это всё не твое, всё, что у тебя есть это благодаря нам», и так далее. В общем, у человека нет вообще свободного пространства, чтобы там двигаться, нет, просто нет дома на самом деле. Есть стены, в которых живет, но дома нет. Трагедия. Значит, даже если не хотели нашей жизни, то, поскольку мы живем, нашей жизни хотел Бог. Значит, есть кто-то в этом мире кто хотел, чтобы мы жили. Есть кто-то, даже если самые родные и близкие люди этого не хотели. Или, может быть хотели, но, в общем, знаете как, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Но даже если хотели, то они не понимали, какие обязанности с этим связаны, ну и в общем, получилось так, как получилось с их любовью.

Моей жизни хотел Бог, потому что если бы Он не хотел, то нас просто-напросто не было в этом мире. И тут надо уже перейти на этот религиозный уровень. Боже, Ты хотел моей жизни, тогда сейчас помоги мне принять себя такую, какая есть. Сначала такую, какая есть, а потом только потихонечку надо просить у Него исцеления. А то мы обычно работаем над тем, чтобы измениться, работаем, работаем, напрягаемся, напрягаемся, и потом ничего из этого не выходит. При работе над собой надо быть расслабленным, через напряжение ничего не пойдет.

И еще один момент, третий. Когда сталкиваемся с какой-то нашей ограниченностью или с каким-то несовершенством, то не надо думать, что, ну вот, сто лет работаю над собой и опять не получилось, опять получается непонятно что, опять чего-то не могу. Не надо отчаиваться, только просто спокойно это несовершенство принять как направление, дальнейшее направление для моей жизни. Да, сегодня это так, но это на самом деле направление моей жизни, направление моего собственного развития, направление процесса самовоспитания.

Если вы умеете сочувствовать людям, которых любите, то почему бы не посочувствовать себе? Мы себя обычно бьем: то чувство вины, то угрызения совести, в общем, всё время плохо и плохо, и плохо. Если человек, которого любим, делает даже плохие вещи, как мы к нему относимся? – Прощаем, пытаемся что-то объяснить, но это спокойно всё время происходит, всегда с каким-то уважением.

Посмотрите еще один маленький пунктик – вопрос самоуважения. Сюда ж, к принятию себя. Посмотрите, ведь чувство вины и всякие самобичевания – это отсутствие на самом деле самоуважения. А мы и как люди и как христиане обязаны уважать людей, мы тоже принадлежим к этим созданиям, которых называют homo sapiens. Значит, вопрос самоуважения. Конечно, мы иногда думаем, ну, уважать себя – это отстоять свою точку зрения, допустим. Или уважать себя – это отстоять какие-то свои права. А вот уважать себя – это тоже не обвинять себя лишне, не слишком. Попробовать найти объективное место, в котором я нахожусь.

Зачем надо принимать себя? Уже столько говорят о том, что «принимать себя», «любить себя таким какой ты есть», уж каким-то левым, правым боком эта тема вылезает вообще всеми дырочками, которые у нас есть, ну сколько можно об этом говорить? Послушайте об этом говорить-то говорить, но пробовать войти в этот процесс надо, почему? Потому что, если мы не принимаем себя, то, следовательно, мы не являемся собой. Если мы не принимаем себя, то, поскольку нам очень хочется кого-то любить и чтобы нас любили, то мы реализуем вместо любви так называемый личностный наш дефицит.

Я сейчас к этому еще вернусь. Сейчас мы переходим плавненько второму пунктику – это быть собой. Будет еще третий, четвертый и пятый, сейчас хочу вот что сказать. Пятый пунктик у нас будет принадлежать. Понимаете в чем дело, мы обычно начинаем не вот с этого первого, а с пятого, а это получается, как строить дом, начиная с крыши. Не получится, он просто свалится. Очень хотим принадлежать кому-то и очень хотим, чтобы нам тоже кто-то принадлежал. Семья, любимый человек, община, компания друзей и так далее. Очень этого хотим, потому что человеку одному плохо и это мы все знаем очень хорошо. Одному человеку плохо и Бог тоже об этом знал, что быть человеку одному плохо, создал женщину. Посмотрите, начинаем с пятого пункта, вопрос принадлежности.

Итак, первый пунктик – принять себя, второй пунктик – быть собой, третий, четвертый потом узнаете. Мы просто их пропускаем и только потом, когда у нас в жизни, не извиняюсь за выражение, крупный облом, вот только потом начинаем задумываться что-то тут не то, и вообще что не срабатывает на самом деле. И тут начинается, кто-то где-то сказал «принять себя», «быть собой», и так далее, в чем дело? Понимаете, когда мы ищем вот этой принадлежности, то обычно, не задумываясь над тем, насколько мы принимаем себя или не принимаем, то мы обычно реализуем эмоциональный дефицит, который есть в нас. Значит, мне кто-то нужен, потому что с моим одиночеством мне плохо. И мы в это время ищем человека, которой будет заполнять наше одиночество, но на самом деле, посмотрите, это предметный подход к другому человеку, никто не выдержит таких отношений. Вот это я называю заполнением эмоционального дефицита. Другой человек будет вещью в наших руках. Дальше, если мы будем молиться на него, он всё равно будет вещью, мы заполним наше одиночество другим человеком. Что получается? Я другими людьми заполняю вот это пустое место в себе. Никто этого не выдержит, сначала другой человек, а потом я. Пока мы этого не осознаем, получается так, что нас ранят, и мы не знаем, почему нам больно. Нас доводят до слез, и мы не знаем, почему мы плачем. Потому что мы просто не осознаем, в чем дело, нам хотелось принадлежать. Вроде действительно хотелось так, чтобы всё было хорошо, а такого не получилось.

Быть собой. Для этого нужна смелость, прежде всего. Человек, который является собой, ведет реальную жизнь. Этот человек, который не занимается размышлениями, воспоминаниями 24 часа в сутки о прошлом дне. И это человек, который не занимается каким-то мечтами невероятными, которые касаются будущего дня. Это человек, который живет реальной жизнью без нервов и без паники. Человек, который принимает себя, который принимает свои ограничения, такой человек действительно может быть собой. Такой человек в состоянии взять на себя риск и ответственность быть собой. Такому человеку не нужны маски, потому что когда мы себя не принимаем, особенно когда не принимаем каких-то наших недостатков, мы обычно одеваем очень много разных масок, чтобы другие не узнали об этом, какая я на самом деле. И прежде всего, чтобы я сама не узнала, какая я на самом деле. Знаете, всё это очень хитро продумано нашим подсознанием. Быть собой означает, прежде всего, внутреннюю свободу, не обязательно внешнюю. Человек, который является собой, он всегда будет свободным, независимо от того, что происходит внешне.

Человек, который является собой, не боится говорить о своих чувствах и не боится передавать свои чувства. Почему? Потому что его чувства честны. Если это любовь, то любовь, если не знает, любит он или не любит, или любит частично, то так и говорит, и так себя тоже ведет. Бывает так, что иногда мы говорим, произносим какие-то слова, весомые слова, которые абсолютно не подходят в этот момент, мы просто обманываем человека. Это намного серьезнее обман, потому что мы, таким образом, просто портим паутинку самых чудесных отношений, а они ведь хрупкие всегда.

Человек, который является собой, он отвечает за свои чувства, он говорит о своих чувствах, он не боится о них говорить, но он всегда говорит правду о своих чувствах. И знаете что, лучше говорить правду и немножко ранить даже человека, нельзя обманывать другого человека, это слишком серьезно.

Человек, который является собой, он умеет самостоятельно решать и самостоятельно делать выбор. Не потому что кто-то чего-то хочет, не потому что надо, не потому что обязанность, а потому что именно я хочу. Не «я хочу!», только «я хочу», спокойно, гармонично. Не потому что мне там захотелось, а завтра перехочется, только я знаю вот вчера или позавчера родилось какое-то желание, я дала ему время созреть, я послушала мнение других людей об этом, еще раз подумала сама и потом получается, «ах вот, я вижу теперь, чего хочу – я хочу этого». И потом, когда уже приходится разговаривать с кем-то о конкретных вопросах, то понятно чего я хочу. И тогда можно уже не запутываться в себе, а спокойно слушать другого человека, чего хочет другой человек. Чего другой хочет. Пока нет вот этой внутренней свободы, невозможно слышать, чего хочет другой человек. А даже, знаете как, мы не в состоянии услышать другого человека. Мы, конечно, что-то слышим, но мы всегда слышим через призму собственных переживаний.

Человек, который является собой, не боится быть собой, знаете, живет очень спокойно почему? Потому что нет необходимости постоянно искать одобрение у других людей. Нет такой необходимости. А то знаете, из целой сегодняшней встречи можно запомнить только эти слова и будет вполне достаточно. И знаете, запомнить и потом завтра-послезавтра посмотрите, пожалуйста, на свой день: как мы общаемся с другими людьми. Посмотрите, сколько в наших рассказах какого-то колорита. А почему? Потому что мы очень культурно и очень интеллигентно и очень изящно хотим показать себя с красивой стороны. Конечно, очень культурно, конечно изящно показать себя с хорошей стороны. Зачем?

Невозможно взять напрокат чувств и мыслей людей, которые приняли себя и которые являются собой. Даже если ты очень хочешь стать именно таким человеком, допустим, смотрю на Елену Григорьевну, и она мне очень нравится – такой человек и внутри свободный, такое приятное легкое поведение. Но хотелось бы мне тоже так себя вести! И я стараюсь полгода, год стараюсь, два года стараюсь, у меня не получается. Конечно не получается, другая манера говорить, в конце концов акцент, правда. Ну, в общем, немножко смешно, но знаете, мы действительно иногда стараемся походить на кого-то. Если не на конкретного другого человека, то стараемся походить на какой-то непонятно какой совершенный образ себя. И вместо того, чтобы просто жить, мы каждый день пытаемся походить. Просто невозможно взять вот этим чувства, мысли, решения напрокат. Ты попытаешься, все равно так не получится.

Значит, первый пункт – принять себя. Второй пункт – быть собой.

И вот третий пункт – забыть о себе, потому что только тогда, когда я принимаю себя и только тогда, когда я являюсь собой, только тогда я могу уже себя спокойно отложить в сторону и действительно заняться то ли делом каким-то, то ли другими людьми. И тогда, когда я общаюсь, когда помогаю другому человеку, меня это не изводит и другой человек тоже не чувствует себя так, будто получает милостыню. Забыть о себе. Выйти за пределы собственного «я». Только не в виртуальный мир, пожалуйста, не в астрал, я вас очень прошу (смеется). А вот выйти за пределы собственного «я». «Ну как меня приняли на этой встрече?», «ну как я смотрелась, как я выглядела, ну скажите». Боже ж ты мой, никто из людей никто об этом вообще не думал, как ты выглядишь и как тебя принимают, не принимаю. Им просто было интересно, что ты говоришь, и всё. Значит так, забываем о себе. Принимаю себя, чувствую внутреннюю свободу и тогда могу идти дальше в жизнь, могу забыть о себе, и поэтому перехожу к пониманию смысла жизни и к пониманию собственного призвания.

И четвертый пункт – это у нас, можете себе написать – призвание, профессия, смысл жизни, страсть. Да, именно так, не бойтесь этого слова, страсть, пассия – это значит внутренний огонь, который толкает меня на то, чтобы действительно реализовать свою жизнь в её полноте – вот это значит страсть, в первоначальном значении этого слова.

Значит, страсть, четвертый пункт – это страсть, так и будем говорить. Я могу забыть себя, забыть о себе и теперь я смотрю, куда мне податься, куда я могу приложить руки, чтобы это действительно это было ради других людей, ради какого-то общественного добра, ради, страны и так далее. Какие у меня есть способности, что я реально могу сделать? Как я реально могу выйти навстречу другим людям? И вот тут начинаю понимать как бы автоматически смысл собственной жизни, начинаю реализовать эту жизнь и в процессе реализации собственной жизни и собственных способностей я просто начинаю понимать смысл жизни. Знаете, здесь тоже мы иногда наоборот делаем. Сначала сидим и думаем, да всё, ничего не получается, как мне плохо, не знаю, в чем заключается смысл жизни. А в чем он заключается? А непонятно в чем он заключается. Пока мы не пойдем по пути, по пути нашей жизни, мы не поймем, в чем заключается смысл жизни. Иногда спрашивают так, «а скажите, пожалуйста, что такое смысл жизни? – А я простите, не знаю, девушка, что такое смысл жизни конкретно для вас, потому что я не знаю вашей жизни». Надо пойти по этому пути, по пути страсти. В каждом человеке есть вот этот внутренний огонь на самом деле, в каждом человеке, только мы так живем, знаете, как прадед нам сказал, или вот там по телевизору сказали, или где-то в газете прочитали, или гадалка нагадала. Понимаете, и вот так живем по этим старым схемам, и на самом деле непонятно, в чем этот смысл жизни и как нам идти дальше, думаем, да вот, конечно, мы тут вот такие, ничего не добьемся. Конечно, есть выдающиеся личности, личности, у которых действительно, внутри есть этот огонь и ты прямо его чувствуешь, когда рядом с человеком, и они могут и умеют реализовать эти внутренние все толчки. «Потому что у них есть возможность, они в другой семье родились, у них другой характер, другие возможности, знакомства и тыл, а у меня нет». Ну, это всё, конечно, ложь, в каждом есть такой внутренний огонь, в каждом человеке, на самом деле. Почему не нашли? Вот если бы перекопать всю жизнь, то там, наверное, был бы ответ.

Но еще хочу вот что сказать. Можно подумать, «а, да мне 50, 60, уже поздно». Нет! Для внутреннего огня никогда не поздно! И вы знаете, что вам хочу сказать, если посмотреть жизнь на самом деле выдающихся людей, которые действительно что-то сделали и чего-то добились, то чаще всего это возраст 35-45 лет и до 50, чаще всего. Вы не переживайте. Можно подумать, «Боже мой, а если мне 60, так что?» Не переживайте, ничего страшного. На самом деле для внутреннего огня никогда не поздно. Почему? Потому что он остается всегда молодым, он всегда свежий, у него всегда настоящее время. И тут так хотелось бы сказать вам: ищите, он там есть, он находится внутри. И тогда, когда есть уже у человека страсть, с которой человека знаком, человек возвышается над мелочностью этой жизни.

«Ой, сказали обо мне, что я некрасивая. Да, Господи, ну и что! Ну, некрасивая, но сегодня для этих людей некрасивая, ну и ладно». И нет проблемы, то какая-то одежда не такая – тоже не проблемы. То на работе что-то не то – тоже нет проблемы, потому что есть то, что говорит внутри, и ты благодаря этому идешь. И многие проблемы просто автоматически исчезают. Нет вот этой погони за модой, нет вот этой погоней за престижем, нет этой погони, человек живет довольно гармонично. Такой человек верит в жизнь, верит в смысл жизни, и такой человек действительно в состоянии заразить других, даже хочется рядом постоять с таким этим человеком.

Если в жизни не получатся обрести такой страсти, если не получается обрести собственного дела, но это опять же в нашем современном мире это имеет несколько другое значение, «нет собственной фирмы, значит я ни к чему». Если этого не получается, если не получится найти этого внутреннего огня, как человек проводит жизнь? Он просто начинает заниматься компенсациями всякого рода, потому что не нашел сути, поэтому надо компенсировать. И что мы начинаем делать? Мы начинаем кушать вкусненькое или начинаем спать побольше, или начинаем искать. И всё это ради компенсации, таким образом, прикрываем просто собственное банкротство, это грустно. Но даже если мы приходим к такому выводу, даже если к такому выводу приходим, то это тоже, так, как я сказала при первом пунктике, это тоже направление развития нашей личности. Не надо отчаиваться! Пока живем на этой земле, есть еще время и есть еще шанс.

И вот пятый пунктик – принадлежность. И, кстати, только на пятом пунктике надо было бы искать мужа или жену, выбирать монастырь или не монастырь. Только на пятом. А как мы делаем? «Ой, мне уже двадцать лет, значит выходить замуж». Там всё равно за кого, всё равно, что за человек, надо выходить замуж в это время, потому что надо родить ребенка до двадцати пяти – первого, обязательно, а то потом будут проблемы», и так далее. Значит, надо выходить замуж. А раз надо выходить замуж, так человек в состоянии уговорить себя, что любит человека, с которым встречается. И, слушайте, действительно, сердце ощущает эту так называемую любовь. В состоянии уговорить себя, что этот человек – этот мужчина или эта женщина – его жизнь. Остается вообще только счастье, которое будут испытывать вместе. И вот это счастье вместе поиспытывали несколько месяцев, несколько лет, а потом исчезло. Ну, потому что его просто было. Один священник в Польше, не знаю, года два назад я попала, знаете, на такую проповедь. Была как раз в Польше и попала на такую проповедь. Воскресение, идет служба, священник, он довольно известный, и должен был читать проповедь. Я как узнала, что именно он будет читать проповедь, я бегом туда в этот храм. Знаете, как получилось. Он прочел отрывок из Евангелия, после чего следует проповедь. Он последние слова прочел, поднимает глаза, посмотрел спокойно на всех людей, которые набились в храме, тысячи три человек, вздохнул в микрофон громко и говорит: «Любовь или есть или её нет». Целая проповедь, понимаете. Всё. И служба продолжалась дальше. Вот так. Большинство из людей, которые туда пришли, пришли специально, чтобы услышать проповедь, понимаете. Потом из храма выходили, тишина абсолютная, до конца службы тишина абсолютная. Перед храмом я слышала буквально несколько только слов, толпа выходила. «Ну и сказал». То там, то там, всё и тишина. «Любовь или есть или её нет». Вот, проповедь.

Вопрос принадлежности довольно сложный. Значит, «надо выйти замуж, надо женится, надо определится в этой жизни, всё равно, я люблю эту профессию, не люблю, надо определится – надо, значит, буду это делать. Откуда, слушайте, у нас потом все болезни и психические, и соматические и всякого-всякого рода болезни, всякого-всякого рода неврозы, психозы, почему? Потому что надо определиться, жениться, надо выйти замуж, надо приобрести что-то в этой жизни, надо.

Мы начинает чаще всего с этой принадлежности. Конечно, каждому хочется, чтобы сердце другого человека было домом, каждому хочется найти такого человека. Но сначала первых четыре пунктика. И потом, знаете, хочу сказать вам такой секрет – пятый реализуется сам. Если есть первых четыре, пятый реализуется сам, безусловно. А если мы силовыми методами хотим реализовать пятый, то потом он разрушается. И этой оптимистической нотой я бы хотела закончить на сегодня. Сейчас, если есть вопросы, то, пожалуйста.

Вопрос: Многих ли Вы знаете людей, которые пятый пункт реализовали, которые четыре пункта выполнили?

Сестра Павла: Я не знаю, не могу сказать насчет количества, но знаю таких людей, да, и немало.

Вопрос: Это верующие люди?

Сестра Павла: Разные люди, но хочу вам сказать, что для неверующего человека это почти невозможно. Потому что откуда черпать настоящую поддержку? А в основном, да, верующие люди. Знаете, как обычно получается? Обычно получается так. Сначала люди ищут принадлежности, реализуют пятый наш пункт, если говорить на языке нашей встречи. Реализуют пятый пункт, потом у них всё разваливается, и, слава Богу, и потом (я извиняюсь, что я такая жестокая) но на самом деле хорошо, что разваливается. И потом начинают искать, идут на ощупь. Находят третий пункт, например, забыть о себе в любви или забыть о себе. «Боже, никогда собственной жизнью не жила, забыть о себе невозможно», значит, опять тупик получается, опять всё разваливается. Потом опять начинают искать, потом приходят к выводу, что вот как всю жизнь говорили, что нельзя быть эгоистом, но сначала надо быть немножечко эгоистом, в каком плане? Чтобы обратить внимание на себя, решить свои вопросы и потом открыться и действительно забыть о себе, вот тогда можно спокойно забыть о себе. Значит, первый обломчик, второй, а потом уже начинаем принимать себя, любить себя, когда, знаете, когда нас кидало во все стороны в этой жизни, то потом мы уже так путь хорошо знаем, прямо замечательно, идем, в полном восторге от себя, я знаю, как следующий шаг сделать, понимаете. Но это после того, когда нас покидало туда-сюда всякими ветрами.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, а может это более ценно? Я не совсем себе представляю, чтобы человек в 17-20 лет без какой-то внешней помощи начал бы по всем пунктам четко идти. Да у всех с пятого начинается, у всех присутствующих.

Сестра Павла: Кончено, чаще всего.

Вопрос: Может ценность в этом и состоит? И этом смысл жизни тогда уж в этом – с пятого начать и закончить первым, потом снова к пятому, пройти по кругу.

Сестра Павла: С этими студентами, о которых упоминала в начале сегодня, я им говорю, слушайте… Я им всё это рассказала и потом я им говорю, «слушайте, я вас умоляю, сделайте так, как я вам говорю, но я уверена, что вы так не сделаете». Потому что человек – это такое вот существо, вот уже кругом одни деревья, а он леса еще не видит. Поэтому надо просто удариться лбом об дерево, чтобы понять, что я в лесу.

Вопрос: Поделитесь, пожалуйста, по поводу поиска внутреннего огня. Это интересно.

Сестра Павла: Это интересно, да? (смеется) Ну, это как бы так. Пусть не короткий и не легкий. Иногда этапы короткие были, но было очень-очень больно, и совсем не хотелось через узкие ворота идти, совсем. Потому что очень хотелось начинать с пятого пункта, много раз, много раз. Вот что хочу сказать, много раз. Первый раз понимаешь, что не то, второй раз опять, третий раз… Ну, в общем так. Это и страх, и какая-то паника, это и большое непонимание и самого себя и других людей, и другими людьми очень много разных переживаний. Может быть, на самом деле, если не брать это во времени, это не так долго длилось, но боль большая. А большая боль очень быстро учит человека много чему. И боль и на духовном уровне, и на психическом, и на физическом, на всех троих иногда одновременно, это было очень сложно. Но стóит, стóит. И кстати хочу сказать, что процесс не закончен, идем дальше и очень радуемся. Даже когда приходит как-то страдание или какая-то беда, ничего, и можно быть тоже счастливым. Хочу просто сказать, что это не выкидывает меня из обычного русла, только тяжело, но одновременно с этим можно быть счастливым человеком.

Вопрос: Возможно ли, чтобы всё шло параллельно? Потому что поиск страсти, он идет параллельно с поиском приходом знания первых трех пунктов. И вот этот облом, когда ты понимаешь, что это опять не то, что нашел у тебя перехватывают, и следующий ищешь, опять перехватывают и опять не твое. Но первые три они тоже идут. Всю жизнь ищешь страсть, но если успеешь найти.

Сестра Павла: Да-да-да. Потом, понимаете, все то, о чем я сегодня говорила – это процесс, это не получается так, что вот, с октября до декабря мы занимаемся первым пунктом. И когда декабрь закончится, мы к первому пункту уже никогда не вернемся. Да жизнь сама вернет, еще много раз. В общем, понимаете, как вам объяснить, уважаемые женщины…

Из зала: Мужчины тоже с этим сталкиваются.

Сестра Павла: Значит, как объяснить уважаемой аудитории? Я, когда у меня доклад, лекция и так далее, мне надо эту всю тему представить в определенных пунктах, или с как-то последовательностью. Но на самом деле, я вам скажу большую тайну, всё, о чем я говорила сегодня – это большая каша. Ну потому что никогда не получается так, и спасибо большое за ваш вопрос, никогда не получается так что с октября до декабря первый пункт, с января до марта второй, и так далее, никогда так не получается. Всегда получается это всё параллельно, вперемешку. Только хочу вот что сказать. Если мы перепрыгиваем что-то, например, «ой, кажется что, допустим, психология это мое. И что-то показалось сегодня, значит, давайте реализовать». И если я это мое желание не рассмотрела через вопрос принятия себя, через вопрос быть собой, через вопрос, в конце концов, забыть о себе в любви, я не знаю, буду ли я в состоянии вообще работать как психолог, потому что конечно мне это нравится, допустим. Ну а потом выслушивать всякие рассказы. Или, допустим, нравится медицина и есть много таких врачей. И на этой неделе у меня один молодой врач, хирург, говорит, слушайте, это невозможно привозят этих бомжей. Сама медицина как наука нравится, но вот привозят бомжей, привозят разных людей, на которых просто невозможно смотреть, неприятно. И в, конце концов, приходят родственники, из-за своей профессии ты узнаешь такие семейные тайны, это слишком тяжело, это слишком большой груз, я не знаю, не уйду ли я из медицины. Я говорю, ну если наука нравится, то почему бы не остаться в научной части и не делать каких-то экспериментов, чтобы т.о. помочь людям.

Вопрос: Сестра Павла, а может быть этот огонь на данном этапе – это твое, проходит лет двадцать и резко что-то другое? Огонь всё время один, страсть одна, или всё время по-другому на разном этапе?

Сестра Павла: По-другому, потому что это живое внутри. По-другому, но всегда один.

Вопрос: По поводу первого пункта. Здесь сказано: не обвинять себя слишком. Но как быть христианином, когда считается, существует такое мнение, что лучше перекаяться, чем недокаяться. Не будет ли здесь такой ловушки, потому что себя оправдать и спустить на тормозах то, на что надо обратить внимание?

Сестра Павла: Перекаяться это всегда плохо. Потому что это отсутствие истины.

Вопрос: А недокаяться?

Сестра Павла: Это то же самое (смеется). Да-да-да.

Вопрос: Можно ли в этом контексте, сестра, упомянуть как блудный сын, когда он пришел к отцу, отец же ему не дал договорить.

Сестра Павла: Да, но отец не дал договорить – с одной стороны. С другой стороны был такой момент, отец его обнял и можно было в принципе уже ничего не говорить. Все-таки он начал свою речь, которую обдумал, это не речь на самом деле, а это прям изнутри сердца слова. Все-таки начал.

Из зала: Покаяние же было, он пришел с покаянием, просто не договорил.

Сестра Павла: Да, конечно. А тут даже не в этом дело. Тут я бы хотела еще к этому вопросу. Действительно, ловушка может быть. Но если человек скользит, значит, я имею в виду, если человек не ищет истину на самом деле, не хочет жить полнотой своей жизни, только ищет или компенсацию какую-то или каких-то быстрых решений хочет что-то быстро найти, то конечно может перекаяться или недокаяться. Но и там не полная истина и там не полная истина. И действительно ни к чему настоящему такой человек не придет. И даже если он будет перекаиваться каждый раз, то ни к чему он не придет. А если даже человек спустит на тормозах, но и все-таки хочет найти истину, то он придет к этому, что он сделал, что недокаялся и он вернется. Так что вопрос тут в этих наших поисках и не надо на всякий случай переживать за то, что я недокаюсь.

Вопрос: Да, спасибо, но дело в том, что я процитировала одного известного богослова. В связи с этим такой вопрос как отличить чувство ложной вины от истинной? И вообще вина – это деструктивное чувство или она несет что-то полезное?

Сестра Павла: Чувство вины – это всегда деструктивное чувство, а угрызение совести – это истина. Это разные вещи. Чувство вины – это, я бы даже сказала – это маленький психоз. А угрызение совести – это толчок к духовному развитию. Понимаете, чем это различить. Чувство вины оно всегда деструктивное, почему? Потому что оно всегда меня гробит, а угрызение – это, да, я сделал плохо и так не делается. «Господи, прими меня обратно». Это никогда не деструктивное чувство, это всегда рост.

Сестра Павла: Хорошо, наверное, будем закругляться, спасибо!