Версия для печати

Первое введение

Суббота, 24 марта 2018 01:28

Первое введение, о. Андрей Буко OFMConv, 9.03.18

 

 

Аудиозапись

 

 

О. Андрея Буко OFMConv.: Давайте помолимся:

 

 

Во имя Отца, И Сына, и Святого Духа, аминь.

1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и вовеки веков.

Итак, первое наше введение медитацию. И отрывок, который мы возьмём, это Евангелие от Матфея, 6-я глава, стихи с 5-го по 8-й включительно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Когда молишься… Вообще, как выглядит ваша молитва? Есть у вас с ней проблемы? Нет проблем? Она вам дается очень легко? Когда молишься, не будьте

как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться

Ключевое слово здесь – «любят». Они любят. Я вам сегодня во время проповеди вспомнил слова Блаженного Августина, почему мы выбираем то, что особенно любим? Потому ли что не находим ничего лучшего. Они любят молиться на углах улиц, и на перекрестках, потому что не находят ничего лучшего, чтобы показаться перед людьми. Когда вы молитесь, о чем вы молитесь? Насколько для вас может быть тоже важно это мнение других? Насколько оно вообще обуславливает ваше поведение, ваше решение, ваше самочувствие? Эти лицемеры они не нашли ничего лучшего, кроме как тщеславие, потому что для них мнение других оказалось более ощутимым, более реальным, чем мнение Бога о них самих. Что о вас думает Бог? Вообще имеет ли для вас это какое-то значение? Или всё-таки для вас более важно, что о вас думают другие люди, как они вас видят?
Христос говорит, что

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне

Поэтому приступая к этой медитации и начиная задавать себе эти вопросы, войдите в свою внутреннюю комнату. Войдя, осмотритесь немножко по сторонам, как она выглядит. Уютно вам там, неуютно. Вообще изначально это слово, которое употреблено в тексте, в греческом тексте, изначальное значение, оно означало – «кладовую для провизии», «хранилище», «кладовка». Кладовка – это такое место, не знаю, насколько часто мы туда заходим, но это место, где хранятся всякие вещи, накопленные нами. Иногда очень старательно собранные. Иногда может быть там как раз пребывает всякий хлам, который нам жалко выкинуть. Но он всё-таки еще есть. И где-то тешит наше какое-то беспокойство – а вдруг пригодится. В общем осмотритесь в этой вашей внутренней комнате. Какие вещи накопили там вы? Вот я сказал, что для этих, как их обозначает Христос, лицемеров, важно было то, что они любят. Они любили тщеславие, мнение других о себе. Какие вещи накоплены в вашей комнате? Что любите вы? Что вы там насобирали?

Второе значение комнаты, оно было так же «спальня». Спальня – это такое место в доме, т.е. мы можем ввести других людей конечно же в прихожую, чаще всего в гостиную, можно еще там ввести в трапезную, в кухню, но вот когда доходит дело до спальни, туда мы обычно уже не вводим. Если только нет другого места, конечно, если там всё вместе у нас. Это некое место особо интимное. Поэтому эта ваша комната, т.е.,

войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне

 это какое-то самое интимное место в вас, где Бог хочет с вами общаться. Порой мы в эти самые интимные места как раз Бога и не пускаем. Мы его как этих гостей вводим только до определенного момента, а там у нас в спальне постель не застелена, лежат всякие грязные может быть вещи, или там вообще слишком личное. Бога туда незачем вводить. Попробуйте Его туда ввести.

Экклезиаст говорит в 10-й главе 20-м стихе: 

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою.

 Т.е. даже это самое сокровенное, самое темное место – там в своих мыслях будь чист. Потому что даже там присутствует Бог. Птица небесная, крылатая – здесь у каждого могут быть свои ассоциации помимо, может быть, буквального. Либо духи бесплотные, ангелы, ангелы-хранители, которые всегда видят то, что мы делаем. Либо Святой Дух, который пронизывает и проницает всё, и от Него ничто не скрыто. Мы порой сами просто не осознаем, что Он всё видит.

И в общем осмотритесь в этой своей комнате. Как вам там? Уютно, не уютно. Что там вас окружает. И сказано тоже, что «затворив дверь». Святой Августин говорит, что недостаточно войти в комнату, следует еще затворить двери. Он объясняет это, как следует противостоять плотскому чувству, множество суетных представлений стоит отдалить от себя. Иногда у нас может быть такое представление, что, не знаю, если я начинаю общаться с Богом, как говорят в аскетике те же духовные наставники, т.е. оградить себя от всяких плотских чувств. И сразу представляем: наша молитва, разговор с Богом, это что-то такое сугубо духовное, и для нас это часто что-то такое сухое, жесткое, доска такая, пресное, пустое. А всё плотское самое приятное надо от себя отдалить, это плохо. Я думаю не это имеет ввиду Августин, когда говорит.

Отдалить от себя множество суетных представлений. Здесь речь не идет о том, чтобы просто все свои какие-то самые приятные может быть чувства или представления убрать, как я сказал, как раз то, что для нас дороже всего, то, что нас может, как раз, привести к точке соприкосновения с Богом – это то, что мы любим. Поэтому нужно осознать, что я люблю, что мне может быть доставляет, как раз, основные мои вообще удовольствия и всякую приятность. Чего я вообще в жизни ищу?

Отдалить от себя суетные представления – значит где-то просто… Когда, бросив камень по воде, сразу разбегаются все волны, всё начинает сверкать, блистать – там мелькнуло, там мелькнуло. У нас появляются какие-то мысли, переживания из разных областей, где мы занимается в течение дня нашей жизни. Бог просто хочет, чтобы мы всё это оградили, как бы оставили за дверью, постарались просто сосредоточиться, чтобы попытались увидеть вот там в глубине. Оно может быть даже гораздо ярче, чем то, что на поверхности и приятней. Поэтому я выбрал на начало молитвы такой Псалом: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».

Закрыть двери. Псалом 4-й говорит, 

размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

Вообще, как определяют молитву? Что такое молитвы? Дети всегда отвечают – это разговор с Богом. Это благоговейное возношение души к Богу с прошением чего-либо, с благодарностью или со славословием. И очень интересно комментирует Иоанн Златоуст тоже этот отрывок. Он говорит, что

никакое праведное дело, кроме молитвы не уподобляется фимиаму как это видно в откровении Иоанна:

когда великий ангел стал перед жертвенником, держа в руке кадильницу, полную фимиама, и ему было сказано: сие суть молитвы святых

Хочу, чтобы вы здесь немножко почувствовали как бы силу и интенсивность нашей молитвы. Помню как-то в какой-то лекции сестра Павла тоже говорила, что можно, конечно, молиться так: «Отче наш, Сущий на Небесах», а между делом вспоминать «Так, сегодня салат приготовить или котлеты, суп..?» «Да святиться имя Твое» ... В итоге, вроде бы молюсь, но в конце концов «Нет, всё-таки котлеты. Аминь» (смех в зале). И чему я сказала «Аминь» – этим котлетам или Господу так и не поняла. Суть в интенсивности и силе молитвы, если это фимиам, который должен дойти до небес.

Ведь как хорошо приготовленное благовоние услаждает своим благоуханием человека, так и молитва праведника любезна пред Богом.

Хочешь ли знать ее достоинство?

 – говорит Иоанн Златоуст. 

Как только она сойдет с уст, ее подхватывают своими руками ангелы и подносят Богу.

Как говорит архангел Товии в Книге Товита:

Я возносил молитву твою пред Богом.

И дальше он добавляет:

Каждый жнет там, где сеял: и что посеет, то и пожнет.

Поэтому внимательно относитесь к своей молитве. Пусть она действительно исходит из вашего сердца, как благоухание. Т.е. приложите к этому какое-то старание, даже если это может быть с трудом, но это будет богоугодная жертва.
Порой, если мы не знаем, входя в эту комнату, всё что видим, может быть в эти самые интимные места нашей души, всё что видим – лишь нашу какую-то нищету. Может быть разрушенные ожидания, нереализованные надежды, может быть какую-то боль. Это как раз тот самый сильный голос, который мы можем вознести в нашей молитве.
Книга Исхода, 14-я глава, 15-й стих. Когда народ израильский вышел из Египта, они уже подошли к Красному морю, вдруг обнаружили, что впереди тупик, сзади их настигают египтяне. Всё. У них сразу опустились руки, состояние отчаяния, они начинают жаловаться Моисею, как это обычно у них происходит: «Лучше нам было остаться в Египте». Нигде не сказано, что Моисей начал громко плакать и молиться. Можно предположить, что в ответ на это он просто пребывал в каком-то, не знаю, в молитвенном молчании, сосредоточении, просто соображая, что же делать. Может быть где-то в духе молился. Но в 14-й главе 15-м стихе сказано, 13-ый еще прочитаю:

13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки;
14 Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.
15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,

 «Что ты вопиешь ко мне»? Моисей видимо ничего не произносил, не плакал, не рыдал, но Бог слышал голос его сердца. Причем это слово «вопиешь», его еще можно перевести как «издавать крик», «кричать», «жалобно вопить или реветь», поскольку происходит оно от слова «бык», «вол», «корова». Я, когда бывал на каникулах у бабушки, мы часто пасли коров, стадо всей деревни, я видел как вечером уже истосковавшиеся коровы по своим хозяйкам, смотрят в сторону деревни, просто стоя ревут «мууууу» (смех в зале), надеясь, что их просто услышит по интонации их голоса их хозяйка, побыстрее прибежит. И здесь то же самое употребляется в этом отрывке. «Что ты ревешь ко мне, корова?» (смех в зале). Вот состояние сердца Моисея, ему тяжело было. Но Бог услышал эту молитву и через него успокаивал не только его самого, но успокоил и весь народ. Подобным образом и Анна в Первой Книге Царств, если помните, Первая Книга Царств, 1-я глава, стихи с 12-го по 17-й: 

12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её;
13 и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счел её пьяною.
14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего (и иди от лица Господня)”.
15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.
17 И отвечал Илий, и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него.

Ее молитва была услышана. Хотя ее голос не был слышан, но она получила всё, что просила. Потому что ее сердце вопияло. И говорит также Иоанн Златоуст:

Авель не только молча, но и умирая молился, и кровь его издавала глас громче трубы.

«Сама его кровь вопила», т.е. это было состояние его сердца.

«Восстенай же и ты», –

говорит Иоанн Златоуст,

– как этот святой: я не запрещаю. Раздери, как повелел пророк, сердце твое, а не одежды; из глубины призови Бога.

Поэтому задача вам на эту медитацию: во-первых, войти в вашу внутреннюю комнату, как я сказал. Будут выставлены Пресвятые дары. Начните с воззвания к Святому Духу. Можете своими словами, про себя, просить Святого Духа прийти на это время медитации, в Его присутствии, присутствие Пресвятых Даров, просветить ваше сердце, ваш разум. В нескольких словах помолитесь так, и попробуйте войти в эту комнату. Присмотритесь, каково там, что там находится, какие там накоплены самые любимые вещи или самые припрятанные от всех вещи. И попробуйте молиться желанием сердца, то что пойдет – может быть это будет вопль и крик как у Моисея и Анны. Может быть это будет какая-то молитва славословия и благодарности, но пусть она исходит из самой глубины нашего сердца. А завершите эту медитацию – у вас на неё будет 40 минут перед Пресвятыми Дарами – и завершите ее тем Псалмом, которым мы помолились в начале, 129-ым «Из глубины взываю к Тебе, Господи…».
И потом на завершении адорации получите благословение Пресвятыми Дарами, и можно идти отдыхать или ехать домой. Только постарайтесь тоже уже и дома не заниматься какими-то другими посторонними вещами. Постарайтесь, насколько это возможно, сохранить своё пребывание вот в этой внутренней комнате. Это задача на сегодня. Желаю вам благодатной молитвы.