Содержание:

Люби ближнего своего как самого себя, 1-е введение

Суббота, 18 ноября 2017 01:48

1-е введение

 

 

Сестра Павла: Будем начинать, сейчас только вводное слово.

Есть три основных момента на этих духовых упражнениях, есть три самых главных момента во время духовных упражнений. Т.е. три момента, о которых я хочу сказать, потому что есть первый, самый главный момент, который называется служба, этого объяснять не буду. В программе есть медитация, деление и адорация, об этом пару слов.

Про медитацию вообще сейчас не буду говорить потому что чтó делать во время медитации будем говорить во время именно введения в медитацию. Шаг за шагом будет сказано чтó делать, как и куда нам идти. Придем мы туда, не придем – это уже как Бог даст и мы сами поработаем, но вот как и куда – это все будет сказано, за медитацию не беспокойтесь в том плане как нам быть, что делать.

Следующий момент – адорация. Адорация – поклонение Пресвятым Дарам, адорация будет происходить здесь, в часовне. Это время, когда мы пребываем с Живым Богом, поклоняемся Ему и пробудем услышать Его, делая итог нашего дня упражнений. В основном адорация заключается в поклонении и в пребывании, в присутствии, Он присутствует, и мы присутствуем. Это присутствие ведет нас к каким-то определенным плодам не обязательно сразу же к концу адорации, потому что мы обычно ждем тут же сейчас нам надо, сегодня, на этой неделе, в этом месяце, и в этом году. Присутствие на адорации всегда ведет нас к определенным плодам. Они могут прийти действительно в этот вечер, а могут прийти в вечер через много лет, так может быть. Если будет у вас такое состояние, что вы не чувствуете Божией благодати, Божиего присутствия, что с вами непонятно что происходит – не начинайте думать, что все плохо, я все не так делаю, что-то не так, вообще может не надо продолжать – так не думайте. У кого есть опыт этих духовных упражнений, то знает.

И деление, что такое деление? Деление Божиим словом, вернее тем, что Божие слово совершает в моем сердце – деление в группе. Если действительно будет так, что больше человек не придет, то у нас будут очень комфортные группы. Что делаем во время деления? Говорим то, что было во время медитации, к чему мы пришли, как мы ее переживали. Только, мои дорогие, медитация будет идти 45 минут и это не значит, что мы потом 45 минут говорим на делении каждый. Максимум, поскольку не много человек, то максимум можем говорить 10 минут, но в идеале – 7. Кто-то может говорить 2 минуты – пожалуйста. То, что вы скажете и как будете говорить, определяете вы. Насколько глубоко вы захотите делиться тем, что Божие слово совершает в ваших сердцах – это вы тоже определяете. Единственное, что хочу сказать про деление – это всегда момент сложный, потому что надо что-то личное говорить в какой-то группе при каких-то людях, знакомых, не очень, совсем незнакомых. В начале будет такой момент дискомфорта.

Если решитесь говорить, вы очень быстро, может даже во время первой группы, почувствуете, что на самом деле нет никакого дискомфорта, что очень здорово делиться тем, что делает Бог в наших сердцах. Я не принуждаю, упаси Бог, но предлагаю и прошу во время деления как можно больше, несмотря на какие-то свои внутренние сопротивления, сказать.

Во время группы, во время деления, есть определенные принципы. Это не психотерапевтическая группа, это группа по делению Божиим словом, но есть тоже определенные принципы.

Никого не перебиваем. Вот говорит человек и говорит, не перебиваем. В конце высказывание не комментируем, и кстати говоря, по поводу комментариев. Если вы хотите хорошо пройти духовные упражнения, то вы даже внутри, в своем сердце или в своей голове, не комментируйте того, о чем говорит кто-то в группе, не надо. У тебя была своя медитация, ты сейчас говоришь то, что хочешь сказать. Все остальные присутствующие что делают в это время? Очень хорошо было бы в это время, когда говорит человек, просто за него очень коротко помолиться, за человека, который высказывается. Очень коротко. Можно просто сказать: «Дух Святой, приди к ней, к нему». Вот такая молитва без внутренних комментариев, оценок или осуждений. У каждого есть свои переживания, своя жизнь, своя история, своя ситуация. И просто мы, когда будем на медитации с Божиим словом, какие-то моменты из нашей жизни будут подниматься, о чем захотим сказать – о том скажем. Без комментариев.

Кроме этого то, что сказано на группе, оно остается на группе, и очень об этом вас прошу чтобы за рамки группы то, что было сказано не выходило. Если человек, который сам высказывался хочет что-то кому-то сказать, пожалуйста. Но мы, слушающие, не можем делиться вне группы тем, чем делились на группе другие люди. Мы сами, если хотим, пожалуйста. Насколько мы собственную тайну хотим сохранить, передать кому-то – это пожалуйста, решаем сами. Но! Во время деления, когда слышим, это оставляем Богу, то что мы слышим, это мы оставляем Богу, даже не собственному сердцу. Т.е. вопрос тайны, вопрос секрета.

И следующий момент – упаси вас Бог перед потом учением. Т.е. на группе там была сестра или отец, то я конечно ей ничего не сказала, но после группы надо это запомнить, надо ей сказать, что в этой ситуации надо то, то и то. Не делайте этого.

Следующий момент – что может быть очень сложное для нас, женщин. Если придут у кого-то какие-то переживания, то ли кто-то грустит, то ли плачет, ну потому что когда радуется, там все просто – не надо утешать. Оставляем человека, плачет и плачет.

Можете сказать это как-то не по-христиански. Скажу вам, очень даже по-христиански: иногда нужно человеку позволить выплакаться, погрустить, потосковать, пусть эти чувства будут, если они будут. Пусть они будут. Не надо утешать, не надо искать путей решения, не нужно никаких обезболивающих, они не лечат. Если кто-то высказывается на группе и вдруг начинает плакать, как может быть неоднократно, если у кого-то есть платочек просто передайте. И это все. И не говорите «не плачь», и вообще на группе ничего не говорим, только делимся.

Если кто-то захочет произносить речь в течение получаса, ведущие в группе будут это прекращать. Во время деления не обязательно говорить всё шаг за шагом что происходило на медитации, не надо. Может быть кому-то страшно захочется, тогда можете в перерыве кого-то схватить, кто в состоянии слушать, потому что если кто-то нам скажет «не хочу слушать», то не надо мучить человека. Когда тебе говорят, что не хотят с тобой говорить, то ты отстаешь. Это может быть непростым делом, но ты отстаешь.

Во время перерывов, во время тишины… Тишина нам будет нужна очень для того, чтобы не самому придумывать, а услышать Бога, что Он хочет нам сказать и что Он хочет сделать в нашем сердце, чтобы это услышать – первый момент, тишина нам будет нужна.

И во время тишины очень буду просить не общаться между собой здесь, не общаться по телефону и т.д. Будет время разговоров, потому что будут перерывы, где хорошо было бы нам пообщаться. И вы, когда будете между собой общаться, то посмотрите на то, о чем вы говорите, чтобы не было так, что вы своими разговорами во время перерыва выходите из духовных упражнений. У нас есть определенная тема, у нас будут определенные медитации, и во время ваших разговоров здесь вы, пожалуйста, вращайтесь в этой теме. Почему? Потому что когда закончатся упражнения, и вы пойдете по домам, не будет такой оказии поговорить пообщаться. Здесь она есть, там – не будет. Может очень редко иногда с кем-о чем-то на самом деле серьезном поговорите. Но! О себе, о Боге, о том, что Он говорит, у нас на самом деле не так часто есть возможность поговорить. Так что может быть как-то не рассредоточивайтесь на разговоре о несущественном.

Это более-менее всё, что касается общих принципов наших духовных упражнений.

А сейчас тема, тема – «Люби ближнего твоего как себя самого». Для кого-то тема может быть неожиданная, потому что во время духовных упражнениях чаще всего, как мы привыкли говорить, «копаемся в себе». Или говорим о том, чтобы сосредоточится на себе, на своих переживаниях. Иногда говорим о том, что мы слишком много выходим навстречу другим, что забываем о себе, потом это чревато для нас же самих, для других конечно тоже впоследствии. Будем говорить о любви к другому человеку, о любви к ближнему, такая тема у нас. И вокруг этой темы будут построены все медитации, все адорации.

Мои дорогие, в нашей жизни нужны две вещи для равновесия. Нам нужно обязательно быть самим собой и найти путь к себе. Но нам обязательно тоже нужно найти путь к другому человеку. Т.е. нам нужно и быть в себе, и выйти из себя, два вот таких направления, и тогда будет равновесие в нашей жизни. Иногда бывает так, что мы думаем, что надо сначала войти очень глубоко в себя, все там понять, перекопать, наконец-то себя принять, и только потом выйти к ближнему. Иногда мы думаем наоборот, что надо только родить других, ради блага других, ради святости других, ради того, чтобы они росли, возрастали, взрослели, и тогда мы полностью забываем о себе, и это тоже приводит к отсутствию равновесия. Нам нужно, как обычно бывает, золотая середина.

Если я ищу себя в какой-то момент, мне найти себя самого может помочь выход в себя в сторону другого человека. И вообще, без контекста других людей мы себя не можем найти, мы так созданы. И если мы избираем путь такой, чтобы сначала себя понять, принять, реализовать, и только потом выход в сторону другого человека, мы можем себя не понять и не реализовать. Два эти направления должны идти параллельно – к себе и к другому человеку.

И теперь мысли, общие мысли касательно темы, которые я вас попрошу затронуть сегодня во время адорациии. Тема – «Люби ближнего твоего как себя самого». Ключевые слова здесь: «любить», «ближний», и «я сам». И теперь первый вопрос: что является для меня источником любви? Мои желания, мои силы, может быть правильное (по моему мнению) отношение другого человека ко мне. Он хорошо ко мне относится, пожалуйста, я могу его любить. А может быть источником любви для меня является для меня любовь Бога ко мне и Его сила. Короче говоря, чьей силой я люблю другого человека – собственной или Божией? Я силу любить беру у себя или у Бога? Если беру у себя, то она конечная, она иссякает. Сила любви Божией не иссякает, она бесконечная. Я у Бога прошу о даре любви, или я у Бога прошу о том, чтобы ближний поменялся так, мне удобно? И вот наконец-то заживем. Посмотрите во время адорации на свои молитвы о чем вы молитесь – чтобы другого человека понять, чтобы Бог помог мне его изучить таким, какой он есть? Или чтобы наконец-то что человек поменялся так, чтобы мне с ним было удобно и легко? Это первый момент, первый пункт, первый вопрос.

Второй. К слову «ближний» – кто это такой? Кто такое ближний? Этот вопрос мы хорошо знаем из евангелия от Луки: «Кто мой ближний?». Это вопрос к Господу перед притчей о милосердном самаритянине, помните. Этот вопрос можно поставить чуть-чуть по-другому, посмотрите, как он звучит: кого мне надо любить, а кого можно не любить? Господи, кто мой ближний? Что этот вопрос подразумевает? Всех что ли любить? Может кого-то можно исключить? Конечно, в первую очередь исключаем тех, кто нам неудобен.

Кого мне надо любить, а кого мне можно не любить? Особо много не думайте, не философствуйте, это вредно в духовных упражнениях, просто посмотрите кто мой ближний. Или иногда мы задаем вопрос: сколько можно прощать, сколько можно принимать, и так далее, всех этих обидчиков, т.е. врагов моего же существования. Сколько можно? По-другому задайте тут вопрос: может кого-то можно исключить из земного шара, может необязательно все должны жить? Может быть я все же имею право кому-то не давать право на жизнь? Обидели меня – по какому праву будут жить? Кого можно исключить из списка про любовь?

Обратная связь неплохая, молодцы.

Кто мой ближний?

И сейчас несколько вариантов ответов, вы можете очень много вариантов своих добавить:

Это тот, кто должен выполнить мои ожидания.

Это тот, кто должен поменяться по моему образу и подобию, по моим ожиданиям.

Это тот, кто должен мне помочь.

Этот тот, кому я должна помочь.

А может это просто существующий живущий человек, который может быть объектом моего изучения.

Как бы так спокойно, без всяких ожиданий и обязательств – вот есть человек, вот он человек, посмотрим, что за человек такой, без ожиданий.

А может с какими-то умеренными ожиданиями? А может быть с ожиданием того, чтобы просто узнать. Тут немножко перекликается с содержанием проповеди сегодняшний.

И третий пункт – любить как? Отдать всего себя как жертву, а потом что получается? Силы заканчиваются, начинается то ли депрессия, то ли агрессия, то ли внутреннее опустошение, как модно говорить начинается «сгорание», «выгорание», «перегорание». Мы ищем какой-то для себя поддержки, находим ее в так называемой великой ассертивности, мы учимся как соблюдать границы чтобы нас не тронули, чтобы наконец-то нормально жить. Мы учимся как брать дистанцию к определенным людям, чтобы из нас не высосали последние капли жизни, которые еще остались в нас. Может быть так, что аасертивность окажется очень далеко от любви, и мы будем очень ассертивны с соблюдением всех границ, только мы никак не найдем смысла жизни, потому что смысл жизни-то в любви, а абсолютная ассертивность исключает любовь.

Может я хочу любить вот так, хочу так любить других, как хочется чтобы любили меня. Не делай другому то, что другому неприятно, и все такое. А может другому приятно то, что мне неприятно, и что тогда? (смеется) А может другой вовсе не хочет такой любви какую я хочу для себя, и какой такой любовью тогда любить? Может быть не в этом дело. И еще одна мысль может быть опять же, просто. Наблюдать, быть наблюдательным, внимательным, слушать, изучать и не через собственную призму, а просто. Конечно, где-то все равно это будет субъективно, но хотя бы попробовать выйти из нашей субъектинвости. Вопрос в том, что это не всегда нам нравится. Почему? Потому что мы обычно ждем быстрых ответов или от нас ждут быстрых ответов. А если мы хотим изучить, услышать, понаблюдать, нам нужно время и быстрых ответов не будет. На самом деле в духовной жизни крайне редко ответы бывают быстрыми. Через нашу личность все должно пройти, через все призмы. И только тогда оно выходит в виде какого-то определенного духовного кода, поэтому не спешите. А уж когда имеем дело с другим человеком, упаси Бог спешить в таком плане что: «О, я вот это увидела у него, значит он такой. Ага, вот так говорит, вот так себя ведет, значит такой». А есть еще такой очень интересный момент, понимаете, называется чтение жестов: «А вот так встала, значит вот такая она, а вот так сидит, значит такая», пошлó. На самом деле человек является тайной, и чем дольше работаешь с людьми, чем большим с ним общаешься, тем лучше понимаешь, что другой человек это все же тайна. Очень интересная тайна, очень глубокая и великая, великая в плане и глубины и величия человеческого. Так что может быть как-то так просто – немножко тишины, немножко не ждем, немножко смотрим на другого, просто как он есть, а не какую пользу он может нам принести, или не какую пользу мы можем другому человеку принести. А для начала просто – мы все есть и все имеем право быть каким бы мы не были. Может это такая база, после принятия которой даже про заповедь любви не надо говорить.

Вот с таким многоточием вас оставлю. И вот эти мысли, особенно та мысль, которая больше всего из сказанного вас каким-то образом задела, затронула – с этой мыслью начините адорацию, это будет вечером уже после ужина. Сюда придете на адорацию, и начнется поклонение, и так можете и начать: «Господи, Ты есть и я есть, и вот теперь я бы хотела с Тобой здесь поговорить вот о чем. Она во введение сказала то-то и то-то, меня это затронуло…» Почему, и так далее, с этого начните. Можете пройтись по всем этим вопросам, как пойдет. Но, внимание! Не обязательно сразу быстренько в напряжении держать свой блокнотик и быстренько в напряжении пройтись по все вопросам и на все вопросы ответить себе, этого не делайте. Спокойно войдите в себя, посмотрите чтó там, и тоже во время первой адорации попробуйте понять, что вы пришли сюда на духовные упражнения. Вы ушли от мира сего, т.е. есть какие-то дела, отношения, работа, попробуйте потихонечку это оставить и сосредоточиться только на содержании, которое есть здесь.

Пока всё, большое спасибо. Каждому из вас Духа Святого. Ну и будем продолжать.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web