Версия для печати

Прощение как источник гармонии в сердце, общее и 1-е введение

Понедельник, 22 мая 2017 01:47

С 28 по 30 октября 2016 г. в Москве прошли духовные упражнения «Прощение как источник гармонии в сердце» под руководством о. Андрея Буко OFMConv и с. Павлы.

Общее и 1-е введение

 

 

Общее введение

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

Сестра Павла: Сначала пусть каждый в тишине попросит о дарах Духа Святого на эти дни для себя и для всей группы.

 

Гимн Святому Духу

О, Сотворитель Дух, приди,
И души верных посети,
Дай смертным неба благодать,
Чтоб сотворённое спасти!

Ты – Утешитель всей земли,
Ты – Бог и лучший Божий дар,
Миропомазанье сердец,
Живой родник, любви пожар.

Ты – благодать семи щедрот,
И сила вечного Отца,
Ты – речь, завещанная нам,
Преобразившая сердца.

Сиянием разум просвети,
В сердце любовь святую дай.
И хрупкость наших бренных тел
Исполни крепости Своей.

Врага душ наших изгони,
Да будет с нами Твой покой,
Да отвратимся мы от зла,
Что искушает род людской.

Веди нас к Господу Отцу,
И дай познать нам Сына путь,
И Ты, Дыхание Любви,
До дней скончанья с нами будь!

Отцу Небесному хвала,
Во славе с ним Воскресший Сын,
И Тот, Кто утешает нас,
Он свят, и вечен, и един. Аминь.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

Сестра Павла: Итак, сначала общее введение в наши реколлекции. Отец Андрей во время службы во время проповеди уже сказал чтó такое реколлекции или еще как мы по-другому их называем – духовные упражнения. Сейчас несколько слов для чего они и что вообще это будет.

Многие из вас знают, но есть такие, которое не знают такого способа реколлекций именно как эти. Кто в первый раз, именно на такого рода реколлекциях? Хорошо. Тогда немножечко подробнее.
Для чего реколлекции – вот это «вновь собирание»? С латинского языка так переводится это слово – «собирать в новь». То, что нам время от времени нужно себя вновь собрать – это мы сами хорошо знаем и ощущаем, поэтому то, что это нужно, объяснять не нужно (смеется).

Только, если говорить о реколлекциях, о духовных упражнениях, есть небольшая разница, потому что можно говорить «собирать вновь», а можно позволить Богу вновь нас собрать. На словах это не очень большая разница, а на деле это огромная разница, это совершенно другой вектор действий. Если себя собирать вновь – это предполагает какие-то наши усилия, то разрешить собрать себя Богу предполагает только открытость и щедрость такого рода, которая заключается в том, чтобы оставить Богу полную свободу действий. «Господи, дай чтобы я сама не была препятствием для излечения меняя же самой». Это первый момент. И если вы читаете слово «медитация» в программе, то точно также: здесь разница между восточной медитацией и христианской медитацией – это тоже разница именно в векторе, к этому еще придем.

Для чего наши духовные упражнения? Для того, в первую очередь, чтобы позволить Богу себя собрать обратно, вновь, заново, или поставить на ноги, или обратно поставить вертикально, можем называть как хотим, во всяком случае, суть именно в этом.
Потом, дальше, реколлекции для того, чтобы встретиться с Богом и собой. Чтобы поговорить с Богом, но во вторую очередь, а в первую очередь – чтобы Его послушать, чтобы послушать то, что он хочет нам сказать. Наше дело – прийти и слушать, Бог будет говорить и действовать. Реколлекции, духовные упражнения – это не психотерапия, это не консультация у психолога, это не какие-то лекции, которые должны меня излечить, помочь поставить на ноги.

Реколлекции чаще всего не решают никаких проблем, реколлекции чаще всего дают правильный ракурс – как смотреть на проблему. Бог далеко не всегда убирает проблемы и трудности из нашей жизни, Он вместе с нами идет через эти проблемы, и реколлекции именно для того, чтобы увидеть – мы не одни, а все же с Ним.

Теперь, чтó мы здесь будем делать? Как уже отец Андрей говорил, будем встречаться с Богом, т.е. будем молиться, и у нас несколько видом молитвы в течение дня: медитация, служба, адорация и деление в группах, это тоже вид молитвы, несколько видов.
Медитация. Слово «медитация» латинское и оно обозначает более углубленное сосредоточенное размышление. Когда встал вопрос о том, чтобы переводить внутренний душевный и духовный процесс на разные языки, все же принялось слово «медитация» – и касательно христианского размышления глубокого и касательно восточных практик. Это одно слово, не бойтесь его.

Какая разница между христианской медитацией и восточной? Объектом христианской медитации является Божье слово. Внимание! – не мои ощущения, не возникающие в моем сознании образы, это очень важно то, что я сейчас говорю, не эмоции мои, которые в данный момент возникают, не некий физический внешний предмет, не дыхание, не другие физиологические процессы. Объект нашей медитации – это Божье слово.

И теперь, смотрите, все эти – моменты: какой-то образ (потому что образы тоже будем использовать), какие-то наши переживания, мы это учитываем, но оно само не являются объектом нашего созерцания. Слушаем слово Божие и смотрим на Бога.
Какой-либо образ или наше переживание берем во внимание только в той степени, в которой это помогает встретиться с Богом, потому что смысл духовных упражнений – это встреча с Ним. Это не решение каких-то наших психических вопросов, проблем, дел, отношений, это не цель духовных упражнений, это не момент, когда я приду наконец-то к пониманию что ж это со мной происходит. Такое может случиться во время реколлекций или после них как последствие реколлекции, но это будет, извините за выражение, издержка производства, как бы попутно, а суть именно вот такая. Попутно может случится понимание того, что со мной происходит, или излечение моих комплексов, или иногда даже физическое излечение, но это не суть. Это так, как если посмотреть на деятельность Иисуса на земле – сутью Его деятельности не было исцелять людей от болезней, цель – это привести нас к вечной жизни. Это про медитацию.

Для медитации будут точные указания, «цэ-у», вот это введении в медитацию, что написано в распорядке дня, это значит «цэ-у», если коротко. Очень большая просьба чтобы идти пошагово именно так, как будет сказано, не экспериментировать с Божьим словом.

Следующий момент. Пожалуйста, держитесь места своего на медитацию, я надеюсь уже выбрали. Сегодня-завтра-послезавтра, три дня держимся за него, не меняем место для медитации. Как это называется «место встречи изменить нельзя» (смеется). Место для медитации – это место нашей встречи с Богом.

И еще позиция тела на медитации – не лежа, не полулежа, сидя. Не так, чтобы нам было неудобно, такого аскетизма не надо, но тоже не так, чтобы нам было слишком удобно, средне, это будет нас держать в тонусе. Если еще говорить о позиции тела: может кто-то захочет быть так усердным и стоять на коленях всю медитации – категорически запрещаю! (смеется) Извиняюсь конечно за отсутствие демократии, но вообще говоря, в церкви нет демократии, это иерархический строй, и в католической, и в православной... На коленях – нет. Если кто-то хочет стоять, не сидеть, можно, но мне кажется удобней все же сидеть. Но если кто-то хочет стоять, пожалуйста. Если здоровье позволяет, если потом не будет так, что колени болят позвоночник болит, вся спина ноет, то вся медитация пропала – вот так не надо. Принимаем такую позицию тела, чтобы оно нам во время молитвы помогало, не мешало.
Обязательно нужны будут нам Библии.

Еще одна просьба – каждый день утром днем вечером молитесь, пожалуйста, о дарах Духа Святого для себя и для всех, кто в группе.

Работа в группах. Здесь делимся тем, что было на медитации. Очень личных интимных вопросов можем не затрагивать, но могу вам сказать: чем больше откроете и выскажете вслух, тем больше вещей сможете назвать по имени, так работает наша психика. И те, у кого из вас есть уже опыт подобного рода реколлекций, те знают, что действительно стóит.

Говорим столько, сколько можем сказать, сколько хотим сказать по делу, по теме. Не рассказываем всю свою биографию от начала мира, от дня рождения родителей, понимаете. Говорим только то, что было на медитации, только это говорим. И говорим не очень долго, без всех подробностей, лучше всего пунктам: что на медитации было самое главное для меня – то, то, то, сказали. А не так что 40 минут медитировала, теперь 40 минут буду говорить, а у нас в группе, например, восемь человек и полтора часа времени, всё, хватило только для двоих. Поэтому мы с отцом Андреем, если кто-то будет подольше высказываться, будем сокращать высказывания. Вы простите, я сразу же прошу прощение. Это серьезно, и я прошу прошения не шутя, потому что каждый, кто начинает говорить о себе, кажется, что к каждое слово очень важное. Поэтому конечно прошу прощения, если нам придется сократить речь. И такая просьба – только самое главное.

Во время медитации, когда будете получать вот эти шаги для медитации, пункты, тоже может быть так, что кто-то из вас останется на таком-то шаге и дальше не пойдет, очень хорошо, не надо никуда бежать. Мы здесь собрались не для реализации плана. Можно не то, что перевыполнить, можно и не выполнить, ничего страшного. Например, будет дано четыре шага или пять, а вы один или два прошли – хорошо. Иногда бывает так, что для одного шага этих 40 минут мало, так может быть.

На группе делимся, говорим. Если страшно сложно, то хотя бы 2-3 предложения, но все же как-то рот открыла. То, что говорится на группе, остается на группе. Здесь очень важен принцип конфиденциальности, и очень прошу каждого из вас, чтобы так было. Будете поделены на две группы, и то, что говорится на группе не выносим за группу. Если сам человек, который высказывался, хочет рассказать еще кому-то, пожалуйста, но мы – нет. Конфиденциальность касается тоже и наших мыслей, «о, что она такое говорит…!». Мы все люди, и ничто человеческое нам не чуждо, в жизни может быть всё, вот у нее, у него вот так, точка. Т.е. никого осуждения. На словах мы скорее всего не позволим себе, мы же все христиане, поэтому мысли тоже попридержите, пожалуйста.

И еще один очень важный принцип деления на группе – мы просто только говорим о своих переживаниях. Никто никаким образом ничего не комментирует. Если у отца Андрея или у меня будет что-то добавить к тому, что сказал человек, мы добавим, может и не будет добавки никакой. Если, например, кому-то что-то мы сказали, кому-то нет, то не надо «вот ей сказали, мне не сказали, что-то не то не так...», спокойно. Своего рода определенная доза свободы нужна.

Не советуем ничего, не комментируем, «ай, у меня тоже также было, и ты знаешь, что я сделала…?» Нет! И мои дорогие, это не делаем не только на группе. «Сказала сестра Павла на группе не делать, ладно, я выдержу, а во время перерыва я ей скажу чтó с этим сделать». Нет, ничего подобного! Если вдруг она к тебе подойдет: «Слушай, может ты знаешь чтó с этими сделать…» Только в таком случае можно сказать, только! Это называется «лезть с советом», все учителя и точно знаем чтó нужно. Нет.

Еще. Позвольте себе эмоции. Если где-то разозлитесь – выскажетесь эмоционально, если слезы – можно поплакать, ничего страшного. Только у кого-то нервные эмоции – побежали успокаивать. Не успокаиваем – ни слез, ни агрессии не успокаиваем, плачет человек – хорошо, разозлился, высказывается энергично – хорошо. Не трогаем, есть время слез, есть время смеха, есть время гнева, есть время злости, веселья, успокоения, всякое время бывает. Поэтому пришла на человека такая эмоция, ну если плачет, и если видим, что у человека нет платочка, а у меня есть одноразовый, можно поделится молча и всё. Это про деление в группах.

Адорация – это молитва, завершающая наш день реколлекицонный, это когда мы поклоняемся Иисусу Христу в пресвятом таинстве, и там еще боле углублено, интимно говорим с Ним о том, чтобы было в течение дня. Для адорации тоже будут предложения, указания.

1-евведение

Сейчас, мои дорогие, введение в первую медитацию.

О, Милостивый Господи, даруй нам мир Твой, как дал Ты мир Святым Апостолам: «Мир Мой даю вам».

Господи, дай и нам насладиться миром Твоим, Святые Апостолы получили мир Твой, и на весь мир излили его, и, спасая народ, не теряли мира, и он в них не умалился.

(Молитва Силуана Афонского)

Общая тема наших духовных упражнений – «Прощение как источник гармонии в сердце», или если хотите по-другому – прощение как источник мира в сердце.
Первый шаг нашей медитации. Представьте, что вы на Тайной встрече с Иисусом, Иисус сидит, апостолы, Дева Мария. Можете представить еще кого-то из женщин, которые ходили за Иисусом. Они уже там сидят и вот приходите вы, зашли после недели работы, после сегодняшнего дня, заходите в таком состоянии, в каком вы есть. И первый шаг – это в каком сейчас я состоянии? Смотрите на них всех, и на себя: в каком состоянии, что у меня на душе, что у меня на сердце, какие у меня мысли, какие переживания, какие эмоции? Это не значит, что надо смотреть что было с понедельниками до сегодняшнего вечера, каждый день по очереди – нет, именно сейчас в каком я состоянии? Более-менее мне спокойно, или я раздраженная, или грустная, или в депрессии, или в апатии, или радость у меня. Что там, что у меня? Ответьте на такой простой вопрос: как ты? Как я? Может я пока в такой суете и на бегу, что еще вообще не знаю, как я. А может уже была служба, уже было общее введение только что, может я более-менее уже здесь нахожусь. Это первый шаг.

И потом, когда поймете в каком вы состоянии и что чувствуете, всё это состояние, все чувства и эмоции отдайте Богу любыми словами, так, как будет говорится.
Потом берем в руки Библию в закрытом виде, не спеша, медленно возьмите Библию в руки, посмотрите сверху на обложку и помолитесь таким образом: «Господи, открой мое сердце до того, как я открою книгу, и храни его в мире Твоем. Аминь». После этого открываете Библию; сделайте это как акт, как сокровищницу, а не как газету в трамвае. Открыли.

Евангелие от Иоанна 14-я глава, стихи 1-3:

1 Пусть сердце ваше покинут тревоги! Вы верите в Бога, так верьте и Мне!
2 В доме Отца Моего комнат много. Будь не так, разве Я бы сказал вам, что иду приготовить вам место?
3 И когда Я уйду, приготовлю вам место, Я вернусь и возьму вас к себе, чтобы и вы были там же, где Я.

Я читаю современный перевод.

И здесь что мы делаем? Прочитали и начинаете думать примерно таким образом: «Иисус хочет показать мне правильную перспективу – как смотреть на теперешнее мое состояние, на мои переживания, на мои ожидания, т.е. что важное? «Я переживаю, что Оля мне сказала сегодня с утра. что я плохо выгляжу, и это испортило мне весь день», это к примеру. А Он говорит, в доме Отца Моего комнат много, Я иду приготовить вам место, потом верну и заберу вас.
Если посмотреть на то, что Оля меня обидела с перспективы вечности, то как бы… Иисус хочет мне показать правильную перспективу. Я может быть считаю, что для меня на сегодня самое главное – то и то, а Иисус говорит: в доме отца моего комнат много я пойду приготовлю тебе место, вернусь и тебя заберу.

Может кто-то на этом этапе останется, если нет – третий шаг, следующий: что для меня важное именно в такой Иисусовой перспективе? Вот Он придет и заберет меня. В такой перспективе что важно для меня? Ответьте себе на этот вопрос, оставьте несколько минут тишины. Может быть так и закончится медитация, может кто-то застрянет на первом шаге «в каком я состоянии», может кто-то перейдет к цитате из Библии, может кто-то перейдет к третьему шагу: что в такой перспективе важно. Может кто-то прейдет к четвертому шагу, а четвертый он у нас – евангелие от Иоанна, 14-я глава, стих 27:

27 „Мир!” — говорю Я вам на прощание. Я даю вам Мой мир, но не тот мир, что люди дают, Я даю вам. Прогоните тревоги из сердца и не страшитесь!

Не забывайте, что мы сидим на Тайной вечере с Иисусом.

Иисус хочет мне дать какой-то мир, но он другой чем тот, который дает мне свет, в котором я живу, люди, которые меня окружают. Мир, который дает этот мир, чаще всего эгоистичный – что мне предлагается? Чтобы тебе было хорошо, чтобы тебе было приятно, чтобы было здорово, чтобы было весело, чтобы выгодно, удобно, без болезней, без боли, без трудностей, без вопросов. Это мир эгоистичный. Бог дает мир ради истинного моего добра опять же с той же перспективы вечности. Может быть где-то временно какая-то трудность, может временно страдание для того чтобы – и можно спросить у Господа: для чего Ты мне это даешь, эту трудность, этот вопрос, эту проблему, для чего? Как это Ты видишь в своей перспективе? Бог дает мир не эгоистический, ради истинного добра моего и других людей для того, чтобы мы что-то поняли, Он может нам дать страдания. Мы так устроены, что если нас хорошенько не стукнуть, то и не дойдет. Путь Христов не поддерживает моего эгоизма, но именно через сложные моменты ведет меня к истинному миру. Показывает, что любит через призвание к прощению, через призвание к свободе, через призвание к тому, чтобы оставить обиду. И так лечит тоже меня. То, что Он предлагает – это не временное эгоистичное спокойствие, это не обезболивающее, это глубокое настоящее чувство гармонии и смысла.

И тут завершите, пожалуйста, свою медитацию еще одной библейской цитатой – Послание к Колосянам, 3-я глава, стихи 12-14.

То, что предлагает Иисус может быть не обязательно приятное, но то, что приносит плод постоянной гармонии.

12 Так облекитесь в милосердие и сострадание, в доброту, скромность, кротость, долготерпение, раз вы избранники Бога, Его святой и любимый народ.
13 Переносите терпеливо друг друга и прощайте, если кто-то на кого-то в обиде. Как Господь простил вас, так и вы прощайте!
14 А поверх этих одежд облекитесь в любовь, она все связует и все направляет к совершенству.

Из этих библейских слов сделайте свою молитву на окончание медитации. Если у кого-то есть кто-то, кого нужно простить, и это при этой теме начало бушевать, во время этой медитации, пока попробуйте оставить на стороне, мы вернемся ко всем нашим обидчиками и разберемся с ними.

Мои дорогие, сейчас идем на место наших медитаций. Духа Святого каждому из вас!