Содержание:

Взгляд Иисуса, 1-е введение

Воскресенье, 15 мая 2016 01:10

С 7 по 9 мая 2016 г. в Москве прошли реколлекции под руководством о. Андрея Буко OFMConv и с. Павлы — «Взгляд Иисуса Христа».

 

Взгляд Христа

 

Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод. – М., Российское Библейское Общество, 2011. – ISBN 978-5-85524-436-6.
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – 4-е издание. – Брюссель, «Жизнь с Богом», 1989.
Библия: Синодальный перевод – по сайту «Библия он-лайн».

 

7.05.16, 1-е введение – о. Андрей Буко OFMConv.

 

 

Фрагменты из Священного Писания цитируются по изданиям:

Отец Андрей: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

Дух Святой, преклоняясь пред Твоим Величием, исповедую вместе с псалмопевцем: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе». Ибо изначально Отец Небесный предопределил и нам стать подобными образу Сына Своего, что Ты и совершаешь в нас, благой и милостивый

Дух Святой, Как мудро и дивно Ты всё приуготовляешь! Веруем, что ещё до нашего рождения Ты сотворил великое для нас.

Дух Творец, молим Тебя: преобразуй нас своими семью дарами, чтобы изо дня в день в нас всё отчётливее были видны черты Христа.

Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

Отец Андрей: Дорогие, как сказала сестра в ведении, во время этих наших дней будем встречаться с взглядом Иисуса, будем всматриваться в Его взгляд на нас, в Его глаза, в Его лик, будем смотреть на то, как Он смотрит на нас, как мы смотрим на Него. Поэтому мы выбрали такие отдельные отрывки, отдельные встречи Иисуса, и на основе этих отдельных встреч попытаемся, чтобы каждый из нас мог встретиться с Ним лично.

Первый отрывок, который мы берем на сегодняшнюю нашу медитацию, это отрывок из Евангелия от Марка, глава 10-я, стихи с 17-го по 22-й. Это хорошо вам известный отрывок о встрече Иисуса Христа с богатым юношей. Марк, 10-я глава стихи с 17-го по 22-й. Я прочту этот отрывок:

 

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

 

Брюссельская Библия

 

Евангелист Марк определяет этого человека просто словом «некто». Как всегда, в Библии, если не указывается имя того, кто встречается, какого-то героя или персонажа, Библия хочет этим сказать, что на это месте может быть каждый из нас. На месте этого человека – я специально не называет его «юношей» – может быть каждый из нас. Некто подбежал к Иисусу, и, пав перед Ним на колени, спрашивал о чем-то Его.

Евангелист Матфей добавляет, что этот человек был юн, молод; возраста его мы не знаем, но подчеркивает ту же черту, наверняка кому-то это тоже из здесь присутствующих актуально и близко. Некто молодого возраста.

 

Иисус и богатый юноша

 

Евангелист Лука подчеркивает другую характерную черту, он говорит о том, что этот человек был начальствующий, т.е. занимал некую начальствующую должность. Подробно не описывается что именно, предполагают, что возможно он был начальником синагоги, но можно предположить, что под его опекой находились какие-то другие люди, под его руководством, над которыми он начальствовал. В целом перед нами предстает некий образ человека молодого или не очень, имеющего некоторую ответственность над другими, в принципе в жизни, можно так сказать, реализованного, благочестивого как мы видим из диалога. Но все равно этот человек испытывает некую жажду, неудовлетворенность, что-то ему еще не хватает. И он с этим вопросом приходит к Иисусу. Причем вопрос, который он задает Христу, это не вопрос человека, раздраженного своей греховностью и нравственным бессилием в своих стремлениях в достижении святости. Может быть для нас нередко актуальным является вот этот момент – что мы что-то пытаемся в себе победить, побороть, но, ощущая себя абсолютно бессильным перед этим, испытываем некоторое разочарование.

Но я не думаю, что это относится к вам, почему? Потому что если вы пришли сюда, если вы хотите что-то в своей жизни поменять или продвинуть, в духовной жизни встретиться неким образом с Иисусом, то это как раз позиция вот этого человека. Его, скорее, не удовлетворяют требования других учителей, которых он встречал до сих пор в своей жизни относительно благочестия или каких-то нравственных норм поведения. Он увидел в Иисусе нечто большее. Он почувствовал может где-то это интуитивно, что в этом человеке есть что-то, что может мне открыть новые горизонты, что-то большее дать. У вас еще плюс есть знание того, что Иисус не только человек, но и Бог. Поэтому этот молодой человек приходит к Иисусу с таким актом доверия. И спрашивает:

 

что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

 

Иисус ему отвечает, дословно если перевести эту фразу, он говорит: «Что спрашиваешь меня о добром?», т.е. о благом. Есть некая угаданная нами доброта как бы предвкушенная, но Христос как бы приглашает этим проникнуть глубже в эту тайну угаданной доброты.

Почему говорю «угаданная» – потому что мы нередко что-то делаем потому что чувствуем так интуитивно, или потому что так были научены. Христос приглашает нас к более осознанной жизни, к тому, чтобы и наше исповедание, и наши вопросы жизненно важные, которые мы задаем Ему, были глубже пропущены через нас самих. «Почему, зачем ты спрашиваешь меня о добром, о благом? Что это дает тебе, почему ты ищешь этого блага в своей жизни? И кто истинно благ?»

Интересно, что на этот вопрос свой молодой человек был уверен, что Христос откроет ему нечто новое, какие-то новые может законы, нормы, которыми он мог бы продвинуться в своем благочестии. Но ответ Христа, кажется, звучит немножко странно, потому что он как раз озвучивает вот этому молодому человеку абсолютно общедоступные, известные вещи. Это как если бы мы пришли к Богу с каким-то вопросом, с какой-то проблемой, и спросили: «Господи, что мне делать?» И Он бы начал также нам отвечать: «Ну ты же знаешь: читай Священное Писание, ходи на мессу, исповедуйся». Христос ему перечисляет хорошо известные всем заповеди, но при этом Он их начинает перечислять с 6-й по 9-ю, добавляя еще при этом просьбу «не обижай», опуская 10-ю, но вообще не перечисляя первых четырех, которые относятся к Богу.

Почему? Потому что вообще сам весь этот разговор этого молодого человека со Христом, как я уже сказал, он взывает к тому, чтобы глубже просто пропустить через себя эти же самые общедоступные вещи. Во всем разговоре эти первые четыре заповеди присутствуют. Т.е. тот призыв, который, в конце концов, обращает Христос к юноше: продай добро и раздай бедным. Это как раз призыв первой заповеди – оставь своих идолов, оставь всякое стяжательство, оставь всё, что тебя еще где-то отяжеляет, уводит от Бога. Т.е. отбрось это раз и навсегда, чтобы по-настоящему встретиться со Мной, узнать Меня.

И заповедь «Да не будет у тебя других кумиров», ставить Бога на первое место, она включена в этот вопрос: почему ты называешь Меня благим? Кто Я для тебя?

Хотел бы обратить ваше внимание на два слова в этом тексте. Первое слово, которое произносит Христос в ответ на реплику молодого человека. Интересно, что когда Христос озвучивает вот эти заповеди, юноша отвечает, опять, если взять дословно текст: «Это все сохранил я для себя от юности моей». Для себя. Там присутствует этот момент. В этом начинает проявляться, когда юноша начинает говорить, озвучивать – мотивация исполнение всех этих заповедей. И поэтому Христос уже имеет ту почву, чтобы толкнуть его немножко дальше и глубже.

И вот текст говорит, во-первых, что после этих слов «Иисус, взглянув на него»… «Взглянув на него». Это слово «эмлбебсас» греческое, оно не означает только просто «бросить взгляд, увидеть кого-то», оно означает «глядеть, смотреть пристально, смотреть очень внимательно на кого-либо, всматриваться, рассматривать что-либо». Слово хочет специально подчеркнуть, что Христос хотел своим взором проникнуть внутрь этого человека, т.е. пройти Своим взглядом до самой его глубины, до самого сердца, как бы рассматривал его, этого юношу. И сказано, что «взглянув», т.е. рассматривая его, «полюбил его». Это слово «всматриваться, рассматривать», оно встречается в других моментах евангелий разных при встречах Иисуса Христа с другими персонажами, некоторые мы затронем на протяжении этих дней.

Один из таких моментов, когда Христос увидел впервые Симона, брата Андрея. Там употребляется то же самое слово, что Христос, всматриваясь в этого человека, как бы увидев его сердце, увидев его сущность, сказал ему: «Отныне имя тебе будет не Симон, а Петр». И пригласил его следовать за Собой. Это же слово упоминается в отрывке, когда Христос увидел на смоковнице спрятавшегося Закхея. Сказано, что «взглянув», т.е. всмотревшись в этого человека, Христос сказал «Закхей», назвал его по имени, «слезай оттуда, сегодня Мне надо быть у тебя в доме».

Христос проникает, дотрагивается до самого глубокого места нашего сердца. И сказано: «полюбил его». «Эгапесейн», от слова «агапе», «любовь». И опять, чтобы прочувствовать глубже это слово, оно включает в себя следующие понятия: «полюбил», что значит «полюбил его»? Это слово включает в себя заботу, т.е. принять заботу о ком-то. Взглянув на него, позаботился о нем, проявил заботу об этом человеке. Это слово включает в себя пожелание добра, т.е. Христос захотел, пожелал блага для этого человека.

Оно означает «испытывать привязанность», что это не просто некое чувство, родившееся в сердце, а Христос как бы испытал некую привязанность к этому человеку. Оно также означает «находить удовольствие в чем-либо», т.е. Христу еще и приятно общаться с этим человеком, Христу очень хорошо с этим человеком – со мной, если, когда мы начнем размышлять, будем обращать внимание на наш личный диалог со Христом. Что-то ценить, также это слово включает «ощущать ценность чего-то».

Интересно, что это же самое слово «полюбил» употребляется в Евангелии от Иоанна в моменты, когда, во-первых, Христос разговаривает с Никодимом в 3-й главе 16 стихе и говорит:

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного

 

Употребляется та же самая форма. Вот что значит Христос «взглянув на него, полюбил его». Т.е. как полюбил? Полюбил так, как Бог, отдав даже за этого человека Своего собственного Сына. И в Евангелии от Иоанна, в 13-й главе, в 1-м стихе, в начале Тайной вечери сказано, что «возлюбив Своих…», т.е. Своих собственных в этом мире, Христос «до конца возлюбил их», употребляется это же слово.

Возьмите, пожалуйста, этот текст, мы останавливаемся на 22-м стихе. Конечно, в юноше родилась печаль от слов Христа, которые Он обратил к нему, юноша смутился. Посмотрите внимательно в лицо Иисусу Христу.

Представьте, когда начнете медитацию…

Во-первых, для тех, кто первый раз, начинаем медитацию всегда с молитвы. Не забудьте сделать большое крестное знамение, помолитесь, можете своими словами к Святому Духу, попросите, чтобы Он вел вас, открывал ваше сердце, чтобы читая Священное Писание, вы смогли полностью отдаться его слову.

Прочите несколько раз спокойно этот отрывок и представьте вашу встречу с Иисусом Христом. Представьте Его лицо, Его взгляд, обращенный на вас.

Попытайтесь увидеть также, как этот юноша, пристальный взгляд Иисуса Христа, всматривающегося в ваше сердце с любовью. Как, что отзывается в вас, когда вы будете читать эти слова «взглянув на него, полюбил»? Ощущаете ли вы, что Христос смотрит на вас с любовью? Ощущаете ли вы эту любовь Его по отношению к вам? И какие чувства в вас рождаются? Может быть, у вас родятся такие чувства как в этом юноше, что этот любящий взгляд Иисуса вас смутит. Может быть, родит некую грусть или печаль в вашем сердце, спросите себя почему. И просто побудьте с этим взглядом, внимательно проследите эти чувства, следуйте за ними, какие у вас рождаются от этого взгляда с Иисусом. Можете задать Ему вопрос такой же, как задал этот юноша: «Что мне делать? Что Ты хочешь, чтобы я делал? Что мне не достает для того, чтобы Твое совершенство во мне проявлялось, меня раскрывало?»

На эту медитацию у нас полчаса. Если у вас получится всё очень быстро, то досидите оставшееся время до конца. Если получится, что вам времени не будет хватать, всё равно себя остановите, завершите медитацию. Поблагодарите Христа за Его любовь по отношению к вам. Завершите крестным знамением. И потом встретимся на группах и поделимся тем, что вам во время медитации пришло.

От времени окончания медитации, даже от этого момента нас обязывает молчание, постараемся не отвлекаться на посторонние вещи, и молчание прерывается только когда начнем делиться в группах.

Вопрос: А лучше писать сразу?

Отец Андрей: Лучше помедитировать и записать потом, по окончании медитации какие-то основные моменты.

 

 

 

Другие материалы в этой категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web