Содержание:

Реколлекции: Благодарное сердце. Общее введение

Четверг, 20 февраля 2014 01:10

Духовные упражнения «Благодарное сердце» под руководством сестры Павлы и о. Андрея Буко OFM Conv. прошли во францисканском монастыре в Москве с 31 января (пятница) по 2 февраля (воскресенье) 2014 г.

Благодарим сестру Павлу за аудиоматериалы!

 

Фотографии

Фотоальбом этих духовных упражнений см. здесь.

 

Благодарности

Благодарим Эльмиру Болотнян за фотографии!

Благодарим Юлию Ермакович за песню, которую она исполнила после третьего введения с. Павлы!

Благодарим о. Андрея за передачу этих материалов для сайта!

 

Реколлекции: Благодарное сердце. Общее введение, 31.01.14

 

 

Примечание:

 

Слово «деление» с. Павла произносит на введениях в медитацию в значении: «рассказ, беседа, обсуждение в группе о том, что пережили на медитации». (от: «Поделиться – рассказать что-либо кому-либо, поверяя кому-либо что-либо, привлекать к сочувствию, к совместному переживанию». Викисловарь).

***

Сестра Павла: Молитву, которую я начала в начале, там я специально и осознанно сказала именно о том, чтобы мы как-то в эти дни и любили и уважали друг друга и поинтересовались друг другом, но чтобы, не дай Бог, не было такого, что мы будем перешагивать границы друг друга. Т.е. мы друг друга любим, но не трогаем. Это очень важно, мои дорогие.

У вас будут, если откроетесь на действия Духа Святого, у вас будут разные переживания. У вас будет настоящая встреча с Богом, и я это сейчас говорю не потому, чтобы вас как-то привлечь и сказать вам: «Ох, что ж это не будет тут за эти дни». Нет, но если человек решается отдать Богу какое-то время свое, которое мог бы провести по-другому, то Бог придет точно на встречу. И это так. Это в каждых реколлекциях так бывает. Всегда каждый раз, когда делаем духовные упражнения, так всегда бывает. Поэтому переживания будут всякие разные: кто-то из вас будет смеяться, может кому-то захочется подпрыгнуть, может кому-то захочется вслух посмеяться, может кому-то захочет поплакать, может у кого-то будет такое желание вообще придти в часовню, распластаться и рыдать там. В чем дело? Во-первых, здесь такое место, где можно не скрывать перед другими то, что со мной происходит в таком плане, что если хочется плакать, то плачьте. Если хочется подпрыгнуть от радости, то это сделайте. Только может быть не обязательно так, чтобы затрагивать границы другого человека. Т.е. я хожу по монастырю и рыдаю так, чтобы на всех четырех этажах меня было слышно. Или, например, человек рядом со мной плачет, я а я тут ему перед глазами себе танцую, потому что мне хорошо. Может я немножко так слегка утрирую, но, во всяком случае, это очень важно: чтобы, с одной стороны, позволить другому человеку переживать его переживания и себе тоже это позволить. И если человек радуется, то не спрашивайте: «Ну что у тебя, расскажи!». Если хотите – делитесь, но если человек не хочет говорить – не трогайте. Если человек ходит и плачет – это более важно. Если человек ходит и плачет – не трогайте человека, не спрашивайте, что случилось, не утешайте, потому что в эти дни я бы очень хотела вас просить о том, чтобы сосредоточится на том чтó будет Дух Святой говорить каждому. И поэтому если кому-то Дух Святой дает слезы – хорошо! Если дает такой момент сухости, что прихожу на эту медитацию, сажусь я с этой Библией – и ничего… И эта сестра Павла сказала 45 минут с этим сидеть, а у меня ничего. Ничего. Только не злитесь на себя, но это очередной момент.

Значит так, не трогаем друг друга, кто плачет – не утешайте, не лезьте, оставьте человека в покое. Кто ходит угрюмый – оставьте в покое. Получится деление [обсуждение] – хорошо. Не получится – тоже хорошо.

 

О ведущих

 

Следующий момент. Некоторые из вас приехали сюда потому, что именно я веду эти реколлекции. Может быть кто-то мечтал о какой-то консультации. Мои дорогие, реколлекции более верное понятие – это духовные упражнения, и вообще предлагаю говорить именно так, потому что реколлекции действительно непонятно, что это такое. Но, во всяком случае, духовные упражнения – это более понятно. Сейчас расскажу, в чем будут заключаться. Если кто-то пришел потому что, например, знал меня раньше или слушал мои какое-то лекции по сайту, или что-то читал, и думает, что можно будет проконсультироваться – нет, мои дорогие. Духовные упражнения – они для того, чтобы встретиться с Богом. Мы с о. Андреем только слегка вам сопутствуем. А с Богом встречаетесь вы, т.е. это ваше время, и это время для того, чтобы вы, каждый из вас, встретился с Богом, с Иисусом, с Духом Святым, с Девой Марией, с каким-нибудь святым любимым или совсем не любимым. У меня однажды были такие духовные упражнения, что пришел такой святой, про которого я всегда думала что «ой-ёй-ёй»... И хочу сказать, что было очень полезно, может не сильно приятно, но полезно очень.

 

Личностный рост

 

Следующий момент. Попробуем оставить наше любопытство в покое. Я сижу на медитации здесь, допустим, и вот там, в углу, сидит Елена Григорьевна, а я думаю: «Интересно, у неё получатся или нет?». Т.е. понимаете, сосредотачиваемся на себе, каждый на себе и только на себе. Это не эгоизм, это как раз рост, личностный рост, это не эгоизм.

Сосредотачиваемся на себе: «Хорошо я помолилась или плохо? Хорошо помедитировала или плохо? Хорошо я на адорации помолилась или плохо?» Скорее всего, хорошо. Даже если тебе сегодня кажется, что не очень. Так что вот это любопытство наше оставляем в покое.

 

Упражнения

 

Что еще? Духовные упражнения в чем будут заключаться? Духовные упражнения – это разные виды молитвы. Основная – это служба.

Постоянно с нами будет о. Андрей, у него можно попросить об исповеди, если будет такая потребность. Почувствуете нужду – можно попросить.

С о. Андреем мы не первый раз ведем такого рода духовные упражнения, это уже очередной наш опыт, и с каждым разом получается так, что всё интереснее сотрудничество. Это человек, которому я полностью доверяю, и если на исповедь, если поговорить, то… На исповедь, потому что разговоры оставляем только до встреч в группах.

Служба – одно из основных духовных упражнений, сама литургия и проповедь во время службы.

 

Медитация

 

Следующее упражнение – это медитация. Не бойтесь этого слова. Если кто-то пропитан строгим христианским духом, слово «медитация» может вызвать разного рода ощущения. Хочу вам сказать, что медитация – это созерцание. Я вхожу в себя, чтобы увидеть тайну, которая превышает меня. Это медитация. Медитации бывают разными, существует тоже христианская медитация. Не бойтесь, никакой восточной медитацией здесь заниматься не будем, так что этого самого слова тоже не бойтесь, я его специально употребляю, потому что у нас не размышления, а именно медитации. Т.е. мы будем не столько думать, сколько смотреть на то чтó делает Иисус, будем слушать то чтó он говорит, и будем слушать то чтó происходит в нашем сердце и смотреть на наше сердце – в этом заключается медитация. И что делать конкретно на этой медитации, мои дорогие, я вам каждый раз перед каждой медитацией дам точные ЦУ. Поэтому нам, каждому из нас, нужен блокнот, тетрадка, ну, во всяком случае, листики и ручка, может карандаш, есть такие люди, которые не любят писать ручкой, только карандашом пишут. Мне всё равно чем, только очень попрошу записывать те введения для медиации, которые будут. И не медитируем как хочется во время духовных упражнений, только так, как сказали ведущие. Если кто-то считает, что это нарушает его свободу и свободу действия Духа Святого, то это такой аргумент перед которым уже и я замолчу (смеется). Но я вам скажу все-таки «нет», так что очень попрошу медитировать так, как будем говорить. Медитация – это духовное упражнение.

 

Адорация

 

Еще одно – адорация, она будет сегодня вечером и завтра вечером. Перед открытыми Святыми Дарами, Иисусом под видом хлеба, будет у нас что-то типа еще одной медитации только в живом присутствии Бога именно в часовне. И больше это будет связано с молитвой прославления, поклонения, благодарения чем с самой медитацией, самими созерцанием.

 

Обсуждение в группах

 

И еще одно духовное упражнение – это деление [обсуждение] в группах, мои дорогие. Обычно бывает так, что участники говорят так: «Служба – это вообще хорошо, адорация – нормально, медитация – нормально, а вот это деление [обсуждение] в группах – упаси Бог». Почему так говорят? Ну потому что деление [обсуждение] в группе – это не разговор о том, как я себя сегодня чувствую, болит у меня левое бедро и правая щиколотка, и что мы ели на завтрак или на обед. И деление [обсуждение] в группе – это не разговор о моем достоянии здоровья, что я буду завтра покупать. Деление [обсуждение] в группе – мы делимся тем, что пережили на медиации. И здесь не бойтесь. Если кто-то переживает что-то очень сокровенное, личное, ни о. Андрей, ни я не будем из вас это доставать, нет – с одной стороны. И вы сами себя тоже не принуждайте открывать то, что ваше личное. Но в обязательном порядке на группе говорим хотя бы несколько слов о том, что происходило на медитации.

Как предыдущий весь опыт реколлекций показывает, обычно вначале тяжеловато, а потом получаются такие разговоры по душе, по духу; и тогда получается, что наши души сближаются. Может, даже мы как личности не сближаемся, а души сближаются. Это очень важно, потому что в конце реколлекции, если это происходит, получается так, что мы понимаем чтó значит жить в христианской общине, не трогая друг друга, и одновременно учимся пребывать друг с другом. Мы не входим на территорию другого, друга, мы на своей территории, и одновременно мы абсолютно нормально живем с другим человеком. Это удивительный опыт, потому что нам в нашей обыденности обычно кажется так, что быть вместе – это перешагнуть все границы. «Всё, что мое – это твое, всё, что твое – это мое», и потом уже, в конце концов, непонятно, где Оля, где Таня, потому что они прониклись друг другом. Это называется у нас дружба на повседневном языке, или любовь, или какие-то там отношения. И мы от этих отношений, порой проходит время, устаем так, что мы уже не знаем, куда деться. Я думаю, ваши улыбочки говорят о том, что есть опыт. Кстати, за такого рода обратную связь большое спасибо, когда вы там начинаете улыбаться, подмигивать и все такое, я понимаю, куда мы идем. То, что вы мне показываете, это очень ценная обратная связь.

 

Группа

 

Это не психотерапевтическая группа, это абсолютно не группа по лечению чего-либо, это группа в которой мы делимся тем, что пережили на медитации. Поэтому оставляем время другим, чтобы они тоже могли высказаться. Т.е. если у нас в группе 10 человек, и у нас, например, полтора час на деление [обсуждение] в группе, то я 40 минуту одна не могу говорить. «У сестры Павлы на введениях есть такое преимущество, я как крылья разверну, как наговорю…» Шучу, но, во всяком случае, понимаете, т.е. время определенное. Мы с о. Андреем будем группы вести, поэтому будем следить за этим, если кто-то где-то сам не уследит, постучим.

Потом кроме этого, то, что говориться на группе, то в групп и остается. Если человек, который говорил, открывался, хочет еще кому-то рассказать, это его дело. Но вот те, кто это слушал – это не обсуждается – внимание! – вне группы. Т.е. не только с посторонними людьми, а между собой члены группы не обсуждают это вне группы. Только в том случае, если я что-то открыла, делюсь, другой человек говорит очень похожие вещи, я потом, после группы подхожу, говорю: «Слушай, можно еще поговорить, потому что как-то по моему мнению мы немножко совпали, во всяком случае мне так кажется, и хотела бы с тобой поделиться еще». Тогда можно. Например, допустим, мы в одной группе, Аня и Маша, допустим. Потом группа закончилась, Аня с Машей ушли и давай обсуждать Олю, что это она там говорила. Не дай Бог!

Эти принципы я бы очень хотела, чтобы соблюдались. Соблюдаем тайну и этот вопрос обсуждения. И наше любопытство держим на замке. Например, она придет и скажет: «Медитация получилась, мне так хорошо на сердце, и Бог мне сказал чтó мне делать с одним делом». И точка. А все остальные уже поднялись: «Какое дело и что делать?» Спокойно. У каждого из нас есть свои дела, и «что нам делать» тоже надо думать.

 

Трапеза

 

И хочу вам еще сказать, что все наши кушанья за столом – обед, ужин – это тоже духовное упражнение. Наше свободное время – это тоже духовное упражнение. Поэтому стóит немного последить за тем, как мы общаемся, чтó говорим друг другу, какое содержание у нас разговоров. Сон во время духовных упражнений – это тоже духовное упражнение. Поэтому если вы поедете сегодня домой, будете там лазить из комнаты в комнату, из кухни в ванну четыре часа – это грош цена этим духовным упражнениям, потому что завтра на медитации что вы будете делать? Или красавцы, которые здесь будут ночевать…? Интересно – эта из Петербурга, эта из Москвы, эта из Саратова как встретились «шу-шу-шу»… Не, конечно, на часик – почему бы нет? Но только следить надо за этим «часиком». Во время духовных упражнений много разговаривать может только о. Андрей с сестрой Павлой.

На самом деле еда, сон – это важно. Сегодня уже ладно, завтра-послезавтра, там, где у нас будет немного свободного времени, выйдите подышать свежим воздухом, а воздух у нас сейчас свеженький, так что хватит десяти минут, но надо выйти обязательно.

 

Молитва

 

Потом дальше, следующий момент. Есть еще очень важное одно духовное упражнение. Молимся друг за друга. Вот мы друг друга не трогаем, но молимся друг за друга. С утра, в течение дня, вечером, когда вспомнили, говорите: «Господи, вот тут вместе со мной – она, и она, и она…». Может даже всех не помнить, можете не помнить по именам, во всяком случае, молимся за себя, во вторую очередь сразу же за тех, кто участвует в реколлекциях – о дарах Духа Святого, ни о чем другом.

Хочу еще сказать, что поскольку здесь участники пока что, во всяком случае, все женщины, то есть еще одно духовное упражнения для реколлекций. Обратить внимание на то, как мы выглядим. Не слишком долго, не надо вставать на два часа раньше, чтобы час делать макияж и второй час переодеваться и искать, что мне больше всего подходит. Но с другой стороны, чтобы себя чувствовать комфортно, для женщины это очень важно, чтобы себя чувствовать комфортно в том, в чем я одета. «Ой, для меня тоже будет духовные упражнения с этой шерстью собачьей…»

Теперь… Еще пока не заснули? Некоторые, я смотрю, уставшие, но надеюсь, завтра будет лучше.

 

Благодарное сердце

 

Так, мои дорогие, общая тема у нас – «Благодарное сердце». Общая тема реколлекций именно так звучит – «Благодарное сердце». Не знаю, вы знали, когда шли сюда или нет, но это вообще-то не так важно.

И теперь. До службы, служба полседьмого, будет немного свободного времени. Потом у нас между службой и ужиной чуть-чуть, потом между ужином и адорацией будет чуть больше свободного времени... Я бы хотела, чтобы в этих перерывчиках до адорации себе немножко поразмышляли, это будут такие мысли, которые я просто хочу бросить вам в сердца. В сердца – не в голову! Потому что голова наша она всё знает, всё умеет, всё может, всё переварит, а с сердцем у нас обычно проблемы, поэтому я бы хотела, чтобы это у вас в сердце приземлилось.

Итак благодарность, мои дорогие, это не чувство долга: вот мне кто-то что-то и я чувствую, что я за это тоже что-то должна. Это не чувство долга, благодарность – это состояние, которое заключается в том, что я чувствую, переживаю, осознаю дар дарителя и то, что этот дар благой. Благодарность – это состояние, в котором я осознаю, чувствую, переживаю дар дарителя и благость дара.

Что значит осознание дара? Я осознаю, что я получаю что-то важное, не обязательное, т.е. могли дать, могли не дать. Что-то очень важное, но не обязательное в таком плане, что Бог мне ничего не должен и другой человек мне ничего не должен. Т.е. важное, но не обязательное, безусловное. Т.е. я получаю не потому, что заслужила. Дар приходит не потому, что я заслуживаю.

И теперь смотрите. Если нет такого осознания, то у нас что появляется? Появляется скука, тоска, нет радости, у нас нет удивления, мы ничему не удивляемся, нам просто скучно жить. От скуки короткий путь к депрессии или к чувству бессмысленности, бессмыслицы. Я не могу радоваться тому, что есть, потому что я все время жду чего-то большого. Если нет состояния благодарности, я всегда чего-то жду от Бога и от других людей, и от себя тоже.

И мало того, если нет этого чувства осознания дара, я всегда жду, не замечая того, что уже получила. И это очень важный момент. Это отдельные мысли, я бы очень хотела, чтобы вы с ними походили сегодня до сна. Я надумываю, что должно быть и этого жду. Потом этого нет – я разочарована. Я, например, сижу и думаю: «Ну вот, Маша меня разочаровала сегодня. Почему? А потому что я надумала, что она мне позвонит и скажет чего-нибудь такое, что меня поддержит, а она и не позвонила, и, следовательно, ничего не сказала. Она меня разочаровала, и я сижу разочарованная. Причем знаете, когда я себя чувствую разочарованным человеком, я себя чувствую в полном праве винить Машу за всё, ну потому что «она должна была», а она этого не сделала. А почему «она была должна»? А потому что я так надумала. Вот это и есть отсутствие состояния благодарности. И сижу разочарованная, и вся такая жертва, а они все мне должны, а они этого не делают. Что я тогда делаю? Злюсь. И мало того, я считаю, что я вправе злиться, вправе высказать свою обиду, и так далее. Злюсь я на других людей, на Бога, иногда на себя. Когда доходит до меня, что можно было по-другому немножко, то я начинаю злиться на себя. Это момент, который называется «осознание дара».

Первый момент – благодарность, не чувства долга, только состояние.

Второй момент – состояние, которое заключается в осознании дара.

Третий момент – состояние, которое заключается в осознании благого дара.

То есть, мои дорогие Бог мне или другой человек, от Бога который, дает добро. Это добро не обязательно приятное. Это очень важный момент! Это добро не обязательно миленькое, не обязательно удовлетворяющее меня. Это добро не обязательно удобное, выгодное, эти все прилагательные себе пишите, потому что у каждого из вас может на что-то другое сердце отозваться. Это добро, которое не обязательно мою прихоть удовлетворяет, не обязательно мою чувственность удовлетворяет, не обязательно удовлетворяет мою чувствительность даже. Это добро, которое нужно мне как человеку и мне как личности. Поэтому это иногда может быть суровый дар, но благой. Скажем так, острый дар, но благой. Может быть неприятный дар, но благой. «Иисус обычно с солью приходит, не с медом», кто-то сказал. Но Он так сказал, что «вы – соль земли», не мед, не конфетки, и Он тоже часто приходит с солью, а не с медом. Это следующий момент, который стóит осознать.

И, мои дорогие, если у нас есть чувство благодарности (это третья-четвертая мысль в этом деле), если у нас есть чувство благодарности, то оно обязательно ведет нас к доверию. Потому что если я принимаю дар и принимаю его как благой, даже если в данный момент мне хотелось бы чего-то поприятнее, если я его так воспринимаю, значит я понимаю, что Бог знает чтó мне нужно и что Он посылает действительно добро. И если я в этом убеждена, то это и есть доверие. Т.е. посмотрите, как получается: я благодарна, поэтому это ведет меня к доверию, а доверие, само доверие в моем сердце является благодарностью к Богу. Потому что мы иногда так спрашиваем: «Как я могу отблагодарить Бога за все Его дары?» Доверие является нашей благодарностью Богу. Благодарность ведет к доверию. Но это не конец дороги. Доверие ведет к душевному спокойствию. Даже не к душевному спокойствию, а знаете, к миру в душе. А мир в душе ведет к счастью, вот этому счастью, которое называется чувство смысла. Потому что, знаете, мы всю жизнь иногда ищем счастья и не можем его найти, кажется нам, что мы несчастны, потому что нет какого-то веселья, радости, чего-то. А на самом деле счастье – это просто чувство смысла, вот и всё. И можно быть грустным, но можно быть счастливым. Можно переживать огромные трудности и можно быть счастливым. А можно переживать радость и веселье и можно быть счастливым. А можно переживать веселье и не быть счастливым.

Это такие мысли, с которыми я хотела бы вас оставить с этой минуты до начала адорации. Потому что адорация она у нас будет немножечко с другим уклоном. К этим мыслям, которые были сегодня, мы вернемся завтра чуть-чуть на первой медитации слегка.

Пока не спрашиваю, есть ли какие-то вопросы. Если даже есть, вы с ними тоже поживите немного. И сейчас было бы хорошо, кто не знает, понять, где часовня. Есть еще 15 минут до службы, значит, хорошо бы себе найти место для медитации, сейчас расскажем, где можно это искать. Посмотреть, где трапезная, и конечно на службу приходим не в самый последний момент, хотя бы на несколько минут раньше.

 

Место для медитации

 

(о. Андрей перечисляет, какие места для медитации есть в монастыре)

Сестра Павла: …я всегда предлагаю, чтобы действительно не мешать друг другу, вы просто сядьте лицом к стенке. (в случае, если в помещении несколько человек)

Если хотите хорошо помолиться, то не можете занимать место, где будут ходить люди. Поэтому мы так определяем вам, где можно занимать, чтобы это время было не потерянное. Берем листик, пишем: «Место занято для медитации», и положите на свое место, там, где вы нашли.

Еще один момент: место занимаем сегодня на завтра и на послезавтра. Т.е. вы медитируете каждый раз на этом же месте, оно вам нравится или нет, это ваше место, вы его заняли, выбрали, и там, каждый раз в этом месте Дух Святой вас ждет со своими вдохновениями.

Пока всё. Без пятнадцати семь служба.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web