Содержание:

Реколлекции: Путь к прощению, первое введение

Понедельник, 17 февраля 2014 01:35

Духовные упражнения с сестрой Павлой, 17-19 марта 2012 г.

 

Здесь представлена расшифровка трехдневных упражнений, которые проводила сестра Павла. Её методики можно использовать как во время в индивидуальной медитации, так и во время работы в группах. В этом случае руководителем реколлекций может быть духовный наставник, исповедник или просто человек, которому доверяем и с которым прорабатываем основные моменты. В случае семьи, ведущим духовных упражнений может быть отец.

 

Первый день, утро: общее и первое введение

 

 

Сестра Павла: Сначала общее введение.

Через несколько минут будет первое введение в первую медитацию, и с этого момента я вас попрошу работать по моим указаниям. Может для кого-то это звучит не совсем приемлемо, но если мы хотим пройти через эти упражнения с их определенной динамикой, то я очень об этом буду просить. Если у кого-то из вас будут страшные искушения это не делать, можно ехать домой, никто не обидится. Если кто-то считает, что это нарушение его личной свободы, то может быть, если мы хотим по-настоящему к чему-то духовному прийти, может, попробовать перестроиться в таком плане, что это все-таки не нарушение личной свободы. Этот момент указаний по вопросу динамики наших реколлекций очень важен. Чтобы к понедельнику к вечеру вы были более-менее собранными личностями, чтобы не получилось так, что что-то откопали в себе, какую-то рану открыли и вот с такой открытой и уехали, еще и без анестезии. Динамика очень четко определена, причем она определена уже больше чем 400 лет, начал упражнения в таком стиле св. Игнатий Лойола, основатель иезуитов наших любимых, она оправдала себя уже не один раз, поэтому очень вас прошу именно о соблюдении этих некоторых моментов.

Так, место, надеюсь, для медитации уже выбрано. Если не выбрано, то после этого нашего общего введения у вас будет 10 минут перерыва и можно будет еще этот вопрос решить. Место для медитации должно быть постоянное. Медитации будет две каждый день, т.е. всего шесть медитаций. И этих шесть медитаций вам нужно провести в одном и том же месте, в одной и той же позиции. Что это значит? Это не значит совсем уже не дыша сидишь, нет. Но вопрос в том, что медитируем сидя – не стоя, не лежа, не стоя на коленях – сидя медитируем. А сидеть можете уже как хотите, там есть уже выбор – на стульчике, на полу, т.е. тут уже как решили. На подушечке, без подушечки и всё такое. Место должно быть обязательно уединенным. Сразу нашей группе нужно принять вот какой момент. Может быть так, что может кто-то придет к агрессии, к злости, дайте человеку позлиться, не успокаивайте человека, значит это время его злости. Если может у кого-то будет время слез, не утешайте, особенно женщин прошу. Они не могут, когда видят, что кто-то плачет надо подбежать, обнять, погладить – ни в коем случае! Да, можете сказать немилосердная сестра, но это неважно. Не утешаем. Может у кого-то время плача, может у кого-то время злости, может у кого-то будет время душевного отдыха, может у кого-то время душевного напряжения. Попробуйте когда злость, агрессия, напряжение или слезы пребывать только с собой и с Духом Святым в этом. А братьев и сестер особо не трогайте, потому что, знаете, обычно, когда у нас бывает злость, мы очень редко её сами с собой выплескиваем, мы начинаем искать виноватых, кто виноват. Не надо искать виноватых, просто отожмитесь так, как я вам уже говорила, или сделайте приседания. Или вышли во внутренний дворик, выругались как полагается. Серьезными матерными словами не предлагаю, знаете почему? Матерное слово всегда привлекает сатану, всегда, это имейте в виду. Итак, злитесь, ругайтесь, кричите, говорите. И если кто-то из нас такое увидит, все остальные не удивляются – ну, время такое пришло человеку, хорошо. Переживите эти эмоции.

Если будут слезы, очень вас прошу не утешать человека, очень вас прошу, не обнимать, не целовать, не гладить, ничего не делать. Пришло время слез, путь будут слезы, и если для кого-то из вас пришло время слез, путь оно будет эти три дня, начиная с первой медитации, до последней, плакать – плачьте. Может, кто-то будет смеяться – смейтесь! Очень хорошо, всё хорошо.

Так дальше. Есть ли у всех у вас Библия? Новый Завет.

Из зала: Да.

Сестра Павла: Есть ли кто-то, у кого нет? Молодцы! Теперь очень важная вещь. Очень вас прошу, за себя, за на с отцом Андреем и за каждого из вас, молиться Духу Святому в течение дня, когда вспомнится: «Дух Святой, прошу Тебя, приходи к нам, поддерживай нас» или любая другая фраза. Очень вас прошу. Но особенным образом будете просить Духа Святого за тех, кто будут в ваших группах работать. Мы будем поделены на четыре группы. Так вот, молитва Духу Святому – утром в обязательном порядке во время Утрени и во время Вечерни в обязательном порядке. Вслух это будете говорить или про себя, когда время в Утрени и Вечерне произносить молитвы – благодарности, просьбы – говорите их вслух, там время отведено на это, говорите вслух. Но просьба Духу Святому обязательно с утра, вечером и в течение дня когда вспомнится, молиться не только за себя.

Теперь, что конкретно на медитации делать – я буду говорить. Работа в группах: Мои дорогие, в группе должна быть открытость. Да, могут быть личные переживания, может быть тяжело об этом говорить, но об этом нужно говорить. Пока оно будет в вас внутри, оно будет работать только на 50 процентов. И вы, когда начнете в группах говорить, вы это почувствуете. Конечно, не будем никак затрагивать вашей интимной территории, т.е. если вы приходите к чему-то, о чем не можете сказать, потому что, например, считаете, что это будет предательство в отношении себя. Или это до такой степени личное, интимное, что действительно не могу об этом говорить и не хочу, и всё мое «я» сопротивляется, тогда можно не говорить. Но иногда бывает, знаете, так что человек о чем-то не хочет говорить вслух, ему кажется, что не нужно, и в какой-то момент все-таки начинает говорить одно слово, второе, третье. Это вначале очень тяжело, а потом это оказывается спасительным делом. И те, кто на группе быстрее откроются те глубже войдут в молитву. Так всегда бывает. Так что работа в группах, первое – открытость.

Следующий момент на группе эмоций не скрываем, с одной стороны. Но с другой стороны учитываем, что не мы одни, а есть еще несколько человек. Времени на группу будет у нас час, может час пятнадцать, поэтому, когда будете говорить, тоже имейте в виду, чтобы другим оставить время. Если на группе, опять же, будут какие-то эмоции слез, злости, говорите, ничего страшного, тут все нормально, я думаю, мы будем понимать друг друга. И во время группы, во время медитации, это я еще отдельно скажу, мобильники желательно отключить, или просто в комнате их оставьте, можно без них жить.

Следующий момент. Если на группе тоже будут всякие моменты эмоций, каждый высказывается, никто не оценивает, никто не комментирует, никто меня не подтверждает, ни я никого не подтверждаю, ни опровергаю, «ты не прав», «молодец, ты прав». Как пойдет медитация – это зависит от вас и от Духа Святого. И потом вы, когда будете говорить, к каким выводам вы пришли во время медитации, никто не может это комментировать, никто не может это оценивать, и это очень важный принцип работы в группе. Вы высказываетесь – и хорошо, все очень рады, мы вместе, вы высказались, мы вам благодарны. Вот так вот. Если видите, что кому-то очень тяжело во время группы, помолитесь про себя за человека. Просто молитвой нужно сопровождать наши реколлекции, без этого они не получатся. Важна молитва Духу Святому, если замечаете, что какому-то человеку тяжело – сопровождаете молитвой.

В группе сохраняем конфиденциальность. Т.е. вы разделены на четыре группы. То, о чем мы говорим в группе, остается только в нашей группе и это нужно нам четко запомнить. Если я на группе о себе что-то говорю, а потом хочу еще кому-то из другой группы рассказать, я рассказать об этом могу, но никто другой про меня не рассказывает. Очень вас прошу об этом, чтобы сохранить конфиденциальность.

Не пересказываем никогда полностью всю медитацию, говорим или выводы или главные переживания, которые были во время медитации. То, что вы увидели, то, что поднялось вдруг, то, что было уже 20 лет забыто. Такой момент.

Потом, всегда во время наших реколлекций у нас была завершительная вечерняя молитва, мы её называли поклонением. Поскольку мы с о. Андреем работаем вдвоем, а групп четыре, поэтому завершительную молитву вечернюю вы будете совершать сами, тоже по указаниям. Будете завершать сами день, и эта молитва будет проходить обязательно в часовне.

Следующие еще такие моменты. Наши реколлекции – это встреча с Богом. Это не психотерапия, это не время разговоров со мной. Сестра Павла далеко не все проблемы может решить. Если Бог ей поможет что-то решить она решит, но далеко не всё, и, мои дорогие, реколлекции – они для того, чтобы встретится с Богом. Не со мной, не с о. Андреем, и даже не друг с другом, хотя косвенно это все будет. Вы, встречаясь с Богом и делясь этим, будет встречаться все друг с другом, и вы все хорошо почувствуете это, может, уже сегодня, кто завтра, а кто только в понедельник, но вы это почувствуете. Не психотерапия. Реколлекции – не решают ваших проблем. Реколлекции могут быть только моментом, когда вы нащупаете проблему. Ну, вот боретесь с чем-то, боретесь с тенью, кто пять, кто тридцать лет, и вдруг в этой тишине в медитации приходит образ, который вам дает ответ – вот где причина! И потом после реколлекций вы идете дальше работать с этой причиной. Т.е. время духовных упражнений – это встреча с Богом, прежде всего, и потом встреча друг с другом именно на духовном уровне.

Перед введением в первую медитацию обязательно посмотрите, кого вы хотите прощать. Тема наших реколлекций – «Путь к прощению». Кого прощать? Самого страшного обидчика в моей жизни или самого мелкого, который случайно наступил мне в трамвае на мизинец, а я злюсь уже второй год и не могу простить, ну знаете, всякое бывает. Кого хотите простить? Может себя, может Бога, может ситуацию какую-то. Может надо простить себе какие-то ошибки, Бога, себя, другого человека, самого серьезного обидчика и вам до сих пор с этим очень тяжело жить. А если нет такой ситуации, на сегодняшний день вы её не видите, прощать некого, вроде всё нормально, просто будете входить в эти медитации так, как будет идти, без этого определенного угла.

Еще один очень важный момент – соблюдение тишины. Т.е. я будут говорить, в какое время у нас тишина. А тишина – это значит не разговаривать друг с другом здесь, не разговаривать по телефону, не общаться по Интернету, т.е. короче, любая форма общения, кроме общения с Богом исключается. Не бойтесь, это не будет весь день, это не круглые сутки, вы сможете со своими самыми близким связаться.

И еще очень важный один момент – сон. Славяне обожают общаться, особенно, если это русские или россияне, я сейчас не хотела бы заострять внимание на понятиях. Поэтому так, день реколлекций заканчивается и начинается чаепитие наверху, обсуждение, и, таким образом, мы легли в 4, потом встали в 7, не соображаем, где находимся. Подходишь к зеркалу: «Я тебя не знаю». Понимаете, если вы не хотите потерять этого времени, то в 23 часа сделайте добросовестно отбой, сами себе. Никто за вами не будет ходить, следить, успокаивать и т.д. Утром подъем в 7.45, но вы можете подняться и в 8. Главное, чтобы вы в 8.15 с открытыми глазами и с проснувшимся сознанием были в часовне. Очень вас прошу о том, чтобы вы спали. Мы и так болтаем много, проболтать можно всю жизнь. Если захотите, встретитесь после реколлекций и вот там душу отведете. Если есть какие-то смертельно важные дела, и вы должны сделать смертельно важный звонок, что без вас никак, то вот что вам скажу. Есть такая пословица «Нас не было, и лес был, нас не будет, а лес будет». Поэтому, мои дорогие, оставьте все смертельно важные жизненные дела, никаких уже звонков, никаких решений. Пришли сюда, попробуйте сделать себе пустыню, попробуйте. Пустыню в таком плане, что там есть все родственники, знакомые, какие-то дела, они там, мы с ними встретимся во вторник, а сейчас… Конечно, если у кого-то есть ребенок и вы ребенка оставили с кем-то и там что-то происходит, это другой вопрос.

И еще один момент – смирение перед Богом. Какими бы вы сами по себе ни были умными, интеллигентными, развитыми, образованными и т.д. будьте перед Богом смиренными. Просто сядьте и скажите: «Не могу, не умею, не понимаю, не знаю. Мне нужен Ты и Твоя помощь».

 


 

Общее введение: Краткое руководство

Важно работать по этим методическим указаниям сестры Павлы для того, чтобы соблюсти динамику реколлекций. Эта динамика определена более 400 лет св. Игнатием Лойолой, основателем ордена иезуитов.

 

Организационные рекомендации

Необходимо выбрать место для медитации. Место для медитации должно быть постоянным. Медитаций будет две каждый день, т.е. за три дня всего шесть медитаций, эти шесть медитаций нужно провести в одном и том же месте, в одной и той же позиции. Медитация проводится сидя. Место должно быть обязательно уединенным.

На медитацию нужно взять: Новый Завет, листы бумаги, карандаш, ручку.

На время реколлекций желательно отключить все средства связи, ограничить до минимума контакты с внешним миром. Из книг читать только Библию. Музыку слушать только ту, которая способствует сосредоточению и способствует тому, чтобы еще глубже войти в тему.

Нужно записывать выводы или главные переживания, которые были во время медитации.

Во время медитации не нужно никого успокаивать, утешать, нужно позволить пережить появившиеся эмоции до конца.

На реколлекциях необходимо соблюдать тишину (пустыню), распорядок (регулярный сон), быть смиренным перед Богом.

Всё время реколлекций сопровождать молитвой Святому Духу: «Дух Святой, прошу Тебя, приходи к нам, поддерживай нас». В обязательном порядке — Молитва Духу Святому утром и вечером, во время утренней и вечерней молитвы.

В группе должна быть открытость. Необходимо говорить о себе на группе, даже если это непросто. Соблюдать регламент, т. е. на группе говорить кратко в свою очередь, чтобы хватило времени высказаться другим участникам. В группе сохраняем конфиденциальность.

Реколлекции – это встреча с Богом (не с ведущим или другими участниками). Реколлекции – это попытка нащупать проблему, её образ в тишине медитации.

Перед введением в первую медитацию нужно посмотреть, кого вы хотите прощать (установить объект прощения).

 

День первый, утро, 1-е введение (продолжение)

Сестра Павла: Иногда спрашивают вот о чем: когда медитируешь, а ты курящий человек и тебе так надо закурить, просто смертельно, можно или нет. Если выдержите, лучше не курить, но если это сорвет вам медитацию, закурите. А может медитация будет таким сильным раздражителем, что и курить перехочется.

 

Для первой медитации Библия вам не нужна. Поскольку с Богом в эти три дня будете решать очень важные вопросы, поэтому первая медитация будет для того, чтобы вам понять, на каком вы с Ним расстоянии на сегодняшний день. Для этого чтó мы делаем? Приходите на свое место медитации, садитесь, креститесь, делаете большой знак креста, большой осознанный знак креста. И, кстати, можем воспользоваться традицией наших братьев православных и сделать этот знак креста с поклоном вначале, и только потом садитесь. Даже если кому-то это немножко дико, кто-то не привык, сделайте. Сделайте с поклоном знак креста. Может, первый раз будет немножко не по себе, а потом второй-третий уже станет хорошо. Потом, сели и обязательно просите Духа Святого: «Дух Святой, прошу Тебя о Твоих дарах для Меня сейчас на время этой медитации». В этот момент не мóлитесь за группу. «Для меня сейчас, на ближайшие полчаса. Прошу Тебя, чтобы Ты меня вел, и чтобы я не поддавался (/-лась) никаким искушениям дьявола, на это время, в этом месте, на эту медитацию и только для меня». Перекрестились, осенили себя крестным знаменем, сделали поклон, помолились Духу Святому. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в месте, которое для вас родное: или это своя комната, или… Ну, в общем, такое место, где вы себя чувствуете хорошо, это ваша территория. И представить себе, что в это помещение заходит Иисус. Он только зашел, всё равно, на каком расстоянии вы сидите от дверей, Он только зашел, вы на него посмотрите, и поставьте Его на такое расстояние, которое вам сейчас удобно. Ну вот, допустим, сидите вот здесь за столом, Он заходит. «Иисус, подожди, пожалуйста, вот там возле дверей». И посмотрите, почему вы Его там хотите оставить, т.е.: «Не хочу, чтобы ближе подходил». Есть какие-то страхи или какая-то неуверенность. Или может быть совсем наоборот: «Господи, давай, проходи, садись сюда, рядом». Или: «Садись сюда, рядом, напротив меня». Понимаете, да? Всё это зависит от вас, где вы Иисуса посадите – рядом с собой, далеко от себя, чуть ближе. Или так, как, может, скажете, как Лис Маленькому Принцу говорил: будешь меня приручать, будешь приходить, становится далеко и молчать, но с каждым днем будешь становиться чуть ближе. Посмотрите, на какое расстояние вы поместите Иисуса Христа. Потом посмотрите внимательно на Него, что выражает Его лицо для вас лично. Он смотрит на вас, улыбается, или Он смотрит на вас и вам страшно становится. Может в чем-то вас укоряет. Для вас лично, для каждого из вас – как выглядит Его лицо. Итак, дали расстояние, посмотрели на выражение лица Иисуса, это ваши действия. И тут начинаются Его действия, Он задает вам вопросы. Теперь пишите вопросы, будет пять вопросов. Первый должен быть первым, а пятый должен быть пятым, а те которые 2-3-4 – как вы захотите, в какой очередности, так и поставите. Иисус вас спрашивает:

1. О чем тоскуешь, дитя мое?

2. Что тебя сегодня огорчает? Или: Отчего ты грустный?

3. Что тебя радует?

4. чего боишься?

5. Горы могут сдвинуться, холмы поколебаться, но любовь Моя не уйдет от тебя – веришь ли ты этому?

Отвечайте Иисусу честно, откровенно на эти вопросы, так, как вам позволяет сегодняшнее ваше состояние. Так, как вам говорит ваше сегодняшнее состояние, вот так отвечаете Иисусу. После этих ответов говорите Иисус так: «Господи, теперь тут подожди еще немножко, потому что сестра Павла сказала надо кое-что еще записать». Да, вы так и говорите с Ним! И зафиксируйте, пожалуйста, у себя под этим введением, зафиксируйте, какие у вас были чувства, только после уже ответов на вопросы, не в самом начале. Т.е. пишете не по ходу медитации. Вот вопросы прошли, вы ответили Иисусу, вот теперь время писать:

Какие у вас были чувства, когда Иисус вошел, когда появился?

Какие чувства вызывали Его вопросы?

И следующий момент, спросите сами себя: доверяю ли я Ему? Я с Ним хочу на протяжении этих трех дней решить очень важный вопрос, хочу простить человека, ситуацию, Самого Бога, себя. Доверяю ли я Ему? Готов ли я отдать себя в Его руки — вот этот серьезный вопрос прощения. И в самом конце, в каком бы ни были состоянии (доверяете, не совсем, совсем нет), в каком вы бы ни были состоянии, помолитесь о доверии. Кто-то о том, чтобы доверие углубилось. Кто-то о том, чтобы доверие пришло. Молитва о доверии — так заканчиваем медитацию.

Вы должны сами следить за временем медитации. Медитация эта полчаса должна длиться. Если бы у вас были простые часы, ну, т.е. я имею в виду не в телефоне, то это было бы лучше. Если только в телефоне часы, то тогда… О, вы знаете как, вы себе можете поставить будильник и выключить телефон и положить сзади, чтобы не видеть. «О, Олечка позвонила, интересно как у нее дела…», и всё, понимаете. Сзади положите, чтобы не видеть, кто там высвечивается. И всё, так что тут момент со временем важен.

Теперь, начиная с этого момента, до самого обеда соблюдаем тишину, никуда не звоним, не берем трубку. Медитация, разговор с Богом, потом встреча в группах, конечно, разговариваем, но если у нас между встречей в группах и обедом еще несколько образуется свободного времени, соблюдаем тишину. Всё делаем, что нам нужно, но соблюдаем тишину.

Духа Святого вам. С Богом!

 


 

1-е введение: краткое руководство

Цель первой медитации — понять, на каком расстоянии от Бога вы находитесь на сегодняшний день.

Знак креста

Поклон

Молитва Святому Духу лично для себя: «Дух Святой, прошу Тебя о Твоих дарах для Меня сейчас на время этой медитации. Прошу Тебя, чтобы Ты меня вел, и чтобы я не поддавался (/-лась) никаким искушениям дьявола, на это время, в этом месте, на эту медитацию и только для меня».

Медитация 30 мин.

Закройте глаза, представьте себе, что вы находитесь в месте, которое для вас родное, где вы себя чувствуете хорошо, это ваша территория. И представить себе, что в это помещение заходит Иисус. Он только зашел, всё равно, на каком расстоянии вы сидите от дверей, Он только зашел, вы на него посмотрите, и поставьте Его на такое расстояние, которое вам сейчас удобно. Допустим, вы сидите вот здесь за столом, Он заходит. «Иисус, подожди, пожалуйста, вот там возле дверей». И посмотрите, почему вы Его там хотите оставить.

Посмотрите внимательно на Него, что выражает Его лицо для вас лично. Как выглядит Его лицо?

Иисус задает пять вопросов:

1. О чем тоскуешь, дитя мое?

2. Что тебя сегодня огорчает? Или: Отчего ты грустный?

3. Что тебя радует?

4. чего боишься?

5. Горы могут сдвинуться, холмы поколебаться, но любовь Моя не уйдет от тебя – веришь ли ты этому?

Отвечайте Иисусу честно, откровенно на эти вопросы, так, как вам позволяет сегодняшнее ваше состояние.

Зафиксируйте, какие у вас были чувства, только уже после ответов на вопросы:

Какие у вас были чувства, когда Иисус вошел, когда появился?

Какие чувства вызывали Его вопросы?

Доверяю ли я Ему?

Молитва о доверии — так заканчиваем медитацию.

 

Другие материалы в этой категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

2013 © SestraPavla.ru

Создание сайта
Студия Front-Web